Банальная невнимательность или серьезное нарушение правил дорожного движения? Вместе с экспертами анализируем видеозапись момента ДТП и разбираемся в причинах страшной аварии на трассе под Екатеринбургом, в которой погибла семья из Краснокамска.
Ситуация
Все пять человек (из них трое — дети), которые ехали в Volkswagen Polo, погибли после столкновения с фурой и внедорожником. По основной версии, виновата женщина на Volkswagen Polo, которая выехала на встречную полосу, не справилась с управлением, залетела под фуру, а затем в легковушку врезался внедорожник Lexus.
Вместе с экспертами мы разобрали запись с регистратора, который находился в Lexus. Была ли возможность у водителя Polo исправить ситуацию и избежать сноса под фуру? Мог ли водитель Lexus уйти от столкновения с Polo или времени для этого было слишком мало? И есть ли вероятность, что часть вины возложат на водителя внедорожника?
Могла ли женщина на Polo избежать ДТП?
Александр Алексеев, ведущий инструктор школы экстремального вождения X-Avto:
— К сожалению, на записи нет того, что происходило с Polo до вылета на встречку. Есть ощущение, что водитель Polo зацепила встречную обочину. Скорость не такая большая, да и каких-то неровностей на дороге не видно.
Исправить ситуацию было очень сложно. Не допустить её можно было, но тут сказывается отсутствие контраварийной подготовки и понимания, что надо делать с автомобилем. Возможно, что у Polo не было системы стабилизации, поскольку при её наличии такой ситуации могло бы не случиться.
Алексей Благодарёв, ведущий специалист Академии безаварийного вождения:
— Первое, что не учла водитель Polo — у неё полностью была загружена машина. Из-за этого реакции на нажатие педалей и поворот руля сильно замедляются, у автомобиля появляется огромная инерция. Скорее всего, когда женщина начала маневрировать в экстренном порядке, её могло напугать, что машина реагирует не так, как она привыкла. В итоге могла начаться паника.
Я вижу, что Polo левой стороной наехал на обочину. Получается, что у него под левыми колёсами был гравий, а под правыми — асфальт. В этот момент женщина начала тормозить: колёса, которые были на асфальте, начали тормозить, а на гравии — сорвались в скольжение, и левая сторона стала обгонять правую.
Даже при наличии электронных помощников в автомобиле законы физики не отменяются. Дело в том, что системы безопасности автомобиля реагируют по факту ошибки, допущенной водителем, когда ситуация уже вышла за рамки нормы. Они не могут её спрогнозировать и не допустить. Прогноз может сделать только человек, имеющий знания, навыки и опыт.
Я всем на занятиях говорю, что из 70% опасных ситуаций, которые происходят в реальных условиях, невозможно выкрутиться, даже обладая навыками контраварийного управления. Проблема в том, что в условиях автодрома можно выполнить спасительный манёвр, а в реальных, когда место ограничено, нет.
Мог ли водитель Lexus уйти от столкновения?
Александр Алексеев:
— Могу предположить, что водитель Lexus ехал расслабленно. При езде по трассе ты всегда должен быть внимателен, даже если едешь просто прямо по сухой дороге. Ты должен быть готов принять решение. В данном случае на это была лишь пара секунд. Думаю, что водитель Lexus мог чуть раньше скинуть скорость. Было бы больше места для манёвра, чтобы избежать столкновения.
У многих водителей есть такая проблема: они смотрят не вдаль, а лишь на 30–40 метров. Возможно, Polo полетел от правой обочины, а потому водитель Lexus заметил его в последний момент. Но когда он увидел Polo, то сначала сманеврировал налево, а не направо. Практически при любой ситуации надо уходить на правую обочину, даже если ты видишь, что машину на встречке болтает. Если бы Lexus ушёл правее, то последствия у аварии могли быть не такими серьёзными, так как он врезался бы в багажник Polo, а не в бок.
Алексей Благодарёв:
— Я не увидел экстренного торможения со стороны водителя Lexus. Однозначно можно сказать, что реакция на опасность была очень поздней. Возможно, что на что-то отвлёкся. Также он мог вильнуть на правую обочину — тогда бы он врезался в заднюю часть Polo. Уверен, что последствия могли быть менее плачевными.
Могут ли часть вины переложить на водителя Lexus?
Олег Таратухин, руководитель Фонда помощи пострадавшим в ДТП:
— Нет, даже учитывая, что он ехал 120 километров в час. Причиной ДТП скорость сама по себе являться не может. В данном случае виновник аварии очевиден — водитель Polo, которая выехала на встречную полосу.
Конечно, водитель Lexus мог постараться уйти в сторону, и если бы это помогло избежать таких страшных последствий, то он бы стал героем. Думаю, что в тех обстоятельствах, что сложились, он ничего фактически не мог сделать.
Надо обратить внимание, что водитель Polo обгоняла в месте, где с обеих сторон стоят металлические ограждения. Это вообще очень опасный манёвр в таких условиях. Если бы их не было, то Polo или Lexus могли улететь в поле.
Ранее мы выяснили, что погибшая семья возвращалась из Екатеринбурга домой после посещения аквапарка.
Видео: Алексей БОБРОВ