В Перми продолжается проверка инцидента в аэропорту Большое Савино — утром 22 августа здесь во время взлета на одной полосе оказались гражданский лайнер и военный самолет. Рейс SU1395 Пермь — Москва авиакомпании «Аэрофлот» должен был вылететь из пермского аэропорта в 7:55 по местному времени. На борту «Аэробуса» находился 151 пассажир. Однако взлет был прерван, и вылет задержался на три часа. Как оказалось, причиной тому стало то, что в момент взлета гражданского лайнера дежурная пара МиГ-31 должна была выполнить взлет по тревоге в рамках внезапной проверки боевой готовности частей ЦВО. В результате один МиГ-31 выкатился на взлетную полосу. Гражданский лайнер также находился на взлетке. Экипаж «Аэробуса» применил экстренное торможение и прервал взлет.
В Уральском следственном комитете по транспорту 59.ru сообщили, что материалы проверки передали в пермскую транспортную прокуратуру и военную прокуратуру Пермского гарнизона, в которой сообщили, что проверка инцидента займет месяц.
Мы поговорили с рядом экспертов о происшествии.
Главный редактор российского отраслевого портала об авиации Avia.ru Роман Гусаров в разговоре с 59.ru отмечает: сейчас существуют все необходимые механизмы для того, чтобы исключать подобные ситуации.
— Но это работает только в том случае, если на своих местах все выполняют свою работу как положено, — сообщил Роман Гусаров. — На сегодня управление воздушным движением осуществляют объединенные наземные диспетчерские службы — и гражданские, и военные. То есть раньше была гражданская система управления воздушным движением, а у военных была своя система. А сегодня это единая система.
Все услуги по навигации и военных, и гражданских самолетов на аэродромах сегодня осуществляет единая корпорация — Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ. Подчиняется она Министерству транспорта.
— Это говорит о том, что в работе диспетчеров невозможна несогласованность. Указания диспетчерам, а также обоим пилотам (военному и гражданскому) выдаются из одного центра, — подчеркивает эксперт. — И все телодвижения пилот выполняет по команде диспетчера и уведомляя его об этом: о запуске двигателя, о начале движения, о рулении. Он просит разрешить каждое действие. Выруливание на взлетно-посадочную полосу выполняется тоже исключительно по команде диспетчера.
Есть два варианта возможных причин инцидента в Перми, говорит Роман Гусаров: ошибка либо диспетчера, либо пилота. Истину установит следствие.
— Все должно быть четко и только по разрешению. Возможно, диспетчер по какой-то причине выдал неправильное указание, — говорит эксперт. — Либо один из пилотов допустил ошибку. Может быть, не дождался разрешения диспетчера и выехал на взлетную полосу. В любом случае это серьезный и опасный инцидент. В авиации ни одно такое событие не проходит без детального разбора. В истории бывали случаи, когда подобные ошибки, к сожалению, приводили к жертвам.
Эксперт напомнил о столкновении в аэропорту Лос-Родеос. Это крупнейшая авиационная катастрофа, произошедшая 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова). На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B и Boeing 747-121. Погибло 583 человека.
— Это случилось из-за языкового барьера. Пилоты не поняли диспетчера. Кстати, после этого и задумались над тем, что надо вести радиообмен на одном языке — на английском. Нельзя давать команды на разных языках. Это касается всех международных полетов в гражданской авиации, и в том числе внутренних рейсов в России.
Как сообщил 59.ru на условиях анонимности другой эксперт, профессиональный летчик, у инцидента может быть только одна причина.
— Скорее всего, это несогласованность действий гражданского диспетчера и руководителя полетов у военных, — сказал собеседник. — Есть правило: на полосе может быть только один самолет, но в приоритете вылет военного судна. У руководителя полетов и диспетчера работает громкая связь, они слышат друг друга, странно, что их действия были не согласованы. Возможно, это был человеческий фактор.