В майские праздники на сплавах по прикамским рекам погибли несколько человек. Можно ли было предотвратить трагедии? Что для этого нужно было сделать? Подробный комментарий 59.RU дал опытный пермский турист и неоднократный участник сплавов разного уровня, в том числе весенних.
— Сложилось несколько факторов, — отметил специалист, имя которого мы не называем по его просьбе. — Во-первых, большая вода. Во-вторых, подозреваю, что люди были не в трезвом состоянии, из-за чего у них немного притупилось чувство опасности. В-третьих, непонятно, каким образом проводился инструктаж. Туристическая компания имеет туристическую лицензию, предусматривает и прорабатывает вопросы безопасности, страховки и так далее. А если группа набирается просто так во «ВКонтакте» (так был организован сплав на Вижае, где утонула женщина. — Прим. ред.), то об этих вещах никто особо не думает. Часто еще гонятся за дешевизной. Получаем потенциальную опасность и непредсказуемость.
Полностью избежать рисков на весеннем сплаве не удастся, реки в это время бурные и опасные. Но соблюдая определенные правила, эти риски можно снизить до минимума.
— Надо понимать, что это не развлекательное мероприятие, не «матрасный» летний сплав, — прокомментировал специалист. — Это спортивный сплав второй-третьей категории. Нужно быть подготовленным и на 100% включенным в процесс. Весенняя вода ошибок не прощает.
Шесть важных правил весеннего сплава
• Весной, когда вода бурлящая и ледяная, помимо обязательного спасжилета, желателен еще гидрокостюм. Этот момент многие упускают, плывут в обычной одежде. Но только гидрокостюм защитит от переохлаждения, если вы окажетесь в воде. Плюс люди обязательно должны быть в касках, чтобы защитить голову от ударов об камни, если вдруг занесет под воду.
• По бурным рекам желательно сплавляться на подготовленных, то есть спортивных, специально приспособленных катамаранах. Это прочные «двойки» и «четверки» (рассчитанные на двух и четырех человек. — Прим. ред.) с низкой посадкой.
• Во время весеннего сплава на каждом катамаране должен сидеть как минимум один опытный человек, который много раз проходил такие пороги и знает, как себя вести в сложной ситуации, — старший катамарана. Он должен уметь правильно управлять катамараном, понимать, что такое «бочка» и как в ней крутит. Еще лучше, если опытных сплавщиков на каждом катамаране по двое и больше. Если же на катамаране только люди, которые в первый-второй раз участвуют в подобных сплавах, они могут растеряться и начать неправильно управлять катамараном. И тогда все зависит только от стихии.
• Очень важный момент: люди на катамаране должны быть трезвыми. Сложные участки ни в коем случае нельзя проходить в состоянии алкогольного опьянения. А многие, как правило, выбираются на природу и сразу начинают выпивать. Но как в таком случае они смогут слаженно работать?
• Перед тем как проходить опасный участок, группа должна остановиться. Руководитель сплава должен собрать старших катамаранов, вместе с ними подойти к этому участку — не по воде, а по берегу, пешком — и посмотреть, как они будут проходить опасные места, прорисовать маршрут. Потом проинструктировать всю команду. Только после этого катамараны (напоминаю, что на каждом должен быть старший — то есть опытный сплавщик) могут вновь выйти на маршрут.
• Желательно, чтобы между катамаранами была связь в виде раций. Тогда идущие впереди смогут предупредить остальных об опасности, те смогут вовремя остановиться.
Ранее мы рассказывали, что в пермской школе № 79 прощаются с преподавателем физкультуры Татьяной Криулиной, погибшей во время сплава на Вижае. Участница этого сплава рассказала нашему корреспонденту об обстоятельствах трагедии и допущенных на сплаве нарушениях.
Тем временем в Прикамье у опасных мест на реках установили посты ГИМС. Сотрудники инспекции сообщают всем людям, приближающимся на катамаранах, что в целях безопасности часть пути нужно проделать по суше, а не по воде.