Происшествия репортаж «Она сидела в машине и смотрела, как догорает дом с ее детьми»

«Она сидела в машине и смотрела, как догорает дом с ее детьми»

Мы побывали на месте трагедии в поселке Утёс и попытались разобраться в ее причинах

Рядом со сгоревшим домом в Утёсе — мемориал, который устроили местные жители

Вечером 23 апреля в поселке Утёс погибли четверо маленьких детей — их мать на ночь уехала в Чусовой, пока ее не было, дом загорелся. Позже выяснилось, что раньше у женщины было еще четверо детей, но ее лишили родительских прав на них. Мы побывали на месте трагедии, в детском саду, куда несколько раз приводили старшего из детей, поговорили с соседями и попытались разобраться в причинах, которые привели к трагедии.

Имена детей и их матери изменены — мы не можем раскрывать их по закону.

Пепелище и печь: на месте пожара


Поселок Утёс находится в сорока километрах от Чусового. Это примерно 40 минут езды. На подъезде к нему — горы, образованные подземными выработками, сломанные деревья по обочинам дороги и отсутствие всяческих указателей.

От дома осталась одна печь, кастрюли и несколько бревен

Сам Утёс выглядит мрачно — бездорожье, полуразрушенные дома. По данным переписи, последнее десятилетие здесь живет около 200 человек. На улицах — никого. Сворачиваем на окраину, на одном из домов висит табличка «улица Ленина». Часть домов — заброшки с проломленными крышами, другие закрыты на замки. Стучимся во все двери подряд, но никто не открывает.

Конура пустует — собаку отпустили

Доходим до места пожара: пепелище и торчащая кирпичная труба печи. На ней стоит кастрюля, будто недавно на ней еще готовили. Судя по периметру, дом был очень небольшим — примерно три на три метра. По сути, это небольшая комната с печкой посередине. От дома остались лишь несколько сожженных бревен, плита, валяются несколько пар одноразовых перчаток — возможно, их оставили следователи.

Сохранившаяся печь и кастрюли

На заборчике перед пепелищем местные жители устроили мемориал из игрушек и цветов. Лежат буханка хлеба, гостинец в полиэтиленовом пакетике с вафлями и печеньем, щедрая горсть конфет «Азовская молочная».

Кто-то принес ангелочка и гостинцы

Рядом со сгоревшим домом — не тронутая огнем пустая собачья будка, перед ней — миска с овсянкой и хлебом. Чуть дальше от дома — колодец с оборванной цепью. Метрах в ста проходит железная дорога, движутся поезда.

«Они росли там, как волчата»


Недалеко от дома — школа, заглядываем туда и застаем трех сотрудников. Здесь учатся всего 16 ребят, при школе вместо полноценного садика открыта группа временного пребывания на шесть человек. В нее ходил старший из погибших малышей.

Школа, при которой работает детсадовская группа

— Знаем Анну. Она водила старшего Данила в нашу группу, но всего несколько раз, — отвечают сотрудники на наши вопросы. — Когда понадобилась справка из тубдиспансера, она перестала водить. Обычная вроде процедура для садика... Почему она не могла ее сделать? Просто нужно было съездить с ребенком в Чусовой.

Сотрудники сада рассказывают: Анна приехала в Утёс из Лысьвы в 2012 году, крохотный домишко купила на материнский капитал. Нигде не работала, так как всё время рождались дети, и она сидела с ними в декретном отпуске. Старших девочку и мальчика, а также двойняшек — мальчика и девочку — забрали органы опеки. Потом родились еще четверо: два мальчика и еще одни двойняшки.

Сотрудница детсада рассказывает об одном из сыновей Анны

По мнению воспитателей, дети боялись людей, так как чаще всего сидели дома.

— Они росли там, как волчата, — продолжают возмущаться сотрудники сада. — Иногда играли за оградкой, выпускать их было страшно — рядом железнодорожные пути. Она закрывала детей и уходила. Как-то мать привела одного из мальчиков в магазин, где были игрушки, так он так бурно реагировал! Мальчик, который приходил к нам в группу, сильно отставал в развитии, но мог сматериться.

В садике уютно

Пьяной местные Анну никогда не видели и считают, что, рожая детей, она просто решала свои финансовые проблемы за счет пособий, а работать не хотела. Матерью была никакой.

Срок — до трех лет


В тот вечер Анна уехала в Чусовой, чтобы снять деньги, так как банкоматов в поселке нет. По другой версии, она отправилась туда за продуктами.

— Зачем было ехать на ночь глядя в соседний город, непонятно, — говорят сотрудники садика. — Продукты можно и здесь купить. Да и накануне мы видели ее возвращающейся с полными пакетами. А она отправилась чуть ли не на последней электричке в шестом часу и ведь понимала, что может не вернуться.

Любовь Юрьевна рассказывает о пожаре

Местная жительница Любовь Юрьевна — первый человек, встреченный нами на улице Утёса, — видела сам пожар. К месту ЧП бежали люди.

— Пока оделась да дошла — ноги-то не ходят, дом уже догорал, — говорит женщина. — Приехали пожарные, при мне троих ребят нашли погибшими, и я ушла. Там еще собака была, но ее спустили, и, пока тушили, она рядом бегала. Потом, говорят, забрали ее. Но детей-то как жалко, ужас!

Пожарные прибыли на место происшествия, когда дом уже догорал
Рядом со сгоревшим домом ходят поезда

Жителей Утёса удивило поведение матери детей. По словам соседей, в поселок она вернулась на такси, и то только потому, что ей сообщили о пожаре. Приехала не домой, а к подруге на соседнюю улицу — оттуда к пылающему дому ее привезла уже полиция.

— Она просто сидела в полицейской машине и смотрела, как догорает дом с ее детьми! — говорит воспитатель. — Какая мать сможет так спокойно смотреть, как гибнут ее малыши?

Анну будут судить за «оставление в опасности, повлекшее смерть», ей может грозить лишение свободы на срок до трех лет. После задержания прошел суд по мере пресечения — эта процедура определяет, как и где задержанный проведет время до суда по делу, пока следователи собирают информацию. На само заседание по мере пресечения журналистов не пустили — это обычная практика, когда речь идет о гибели детей. Но допустили на оглашение приговора.

Женщину привели в чусовской суд под конвоем

— Гражданка не работает, не раз привлекалась к административной ответственности, постоянного источника дохода не имеет, на месте регистрации в Лысьве не появляется более 10 лет, — зачитала вердикт судья Татьяна Катаева.

Анна на суде вела себя спокойно и сдержанно.

«У тебя больше нет племянников»


Мы созвонились со сводной сестрой Анны Татьяной. Женщине было сложно говорить, она тяжело переживает смерть племянников. Уже много лет она живет в Оренбурге, у нее своя семья и дети. С сестрой отношения поддерживала, созваниваясь и переписываясь в соцсетях.

— Анна была любимым ребенком, ее баловала бабушка, ни в чём ей не отказывала, — рассказала 59.RU женщина. — Работать она не хотела — пробовала устроиться на завод и в такси, но ее ненадолго хватило. Первого малыша родила рано — лет в 16, я еще сама была ребенком. Потом появились и другие дети. Часто оставляла детей на маму или бабушку, а сама уходила гулять и могла долго не возвращаться. Сестра жила в Лысьве в двухкомнатной квартире, но в 2012 году решила купить дом в Утёсе на материнский капитал и уехала туда с детьми и со своим уже не первым гражданским мужем. В Лысьве осталась двухкомнатная квартира, которая до сих пор пустует.

Дом сгорел быстро, начала бедствия не заметили, так как ближайшие соседи живут далеко

По словам Татьяны, первых четверых детей Анны опека забрала, так как мать не уделяла им должного внимания и не занималась их развитием. Все старшие дети давно усыновлены, старшая учится в 9-м классе, а младшие двойняшки сейчас живут в Испании.

— Потом родились еще четверо детей, — продолжает Татьяна. — Я думала, что, расставшись со старшими, Аня будет трепетней и ответственней относиться к младшим. В купленном доме они с сожителем постепенно сделали ремонт, обустроились. Там были и холодильник, и электроплита, и стиральная машина. Анна забрала из Лысьвы нашу бабушку, она умерла в прошлом году. А в марте этого года умер ее сожитель. Мы иногда созванивались с сестрой, я удивлялась, что во время разговора она может материться на детей, и всегда просила так не делать. Но я и не знала, что она оставляла детей одних. Она мне об этом не говорила. Знала лишь, что у нее были сложности с деньгами, я переводила ей их периодически, когда она просила.

Татьяна рассказала, что 24 апреля она получила от сестры сообщение: «У тебя больше нет племянников». В ответ на расспросы Анна написала: «Прочитай новости о пожаре в Утёсе».

— Я была в ужасе, в голове не умещался весь этот кошмар, — говорит Татьяна. — Что же могло произойти, почему произошел пожар? Аня предположила, что это могло случиться из-за проводки. Но, насколько я знаю, проводку они поменяли не так давно. Спички сестра всегда от детей прятала. Всё это странно.

Татьяну удивило безучастное поведение сестры.

— Аня очень эмоциональная, — говорит Татьяна. — Когда умерла бабушка и мама, сильно плакала, а сейчас, когда погибли дети, она спокойна. Но и когда отнимали первых детей, она тоже не переживала и даже не пыталась их вернуть.

Волонтеры:

опека бездействует


Чусовские волонтеры «Больничные мамы. Чусовой», помогавшие семье, возмущены происшедшим. Они считают, что трагедии могло не произойти, если бы органы опеки вовремя отреагировали на безразличное отношение матери к детям. После гибели детей они обратились в Следственный комитет с требованием проверить работу территориального отдела опеки и попечительства Чусового.

— Мы были лично знакомы с этой семьей, — рассказала 59.RU волонтер Мария. — Один из четверых детей был нашим подопечным, когда три года назад его положили в социальную палату педиатрического отделения Чусовской районной больницы с сильнейшими ожогами. Его мать тогда легла в роддом, а смотреть за мальчиком, находящимся в тяжелом послеожоговом состоянии, было некому.

Фото одного из малышей Анны, сделанное несколько лет назад волонтерами в больнице. У ребенка были сильные ожоги

Как сообщила волонтерам Анна, ожог произошел из-за того, что ребенок опрокинул на себя ведро с кипятком.

— Мы узнали, что полиция Чусового была не в курсе случившегося — сообщения от опеки не поступало, — говорит Мария. — У ребенка была поражена почти вся правая сторона, не разгибалась правая рука в кисти, в предплечье кожа была настолько травмирована, что он с трудом двигал ручкой, ему было больно разогнуть ножки, больно ходить, садиться на горшок.

После родов мать с детьми перевели в педиатрическое отделение, к сыну. Здесь волонтеры смогли наблюдать общение матери с ребенком, которая то и дело перекладывала всю заботу о своем ребенке на них.

— Она не меняла подгузники, не переодевала, не играла, сидела в телефоне или просто лежала, — продолжает рассказывать волонтер. — После выписки семьи мы решили помогать детям. Совместно с фондом «Дедморозим» собрали помощь: одежду, питание, средства гигиены, коляску для близнецов. Всё это привезли в Утёс. Когда были в доме, обратили внимание, что там было не убрано, лежала грязная одежда, из еды были только макароны. На вопрос, приезжал ли инспектор и вынес ли какие-либо требования, гражданка пояснила, что только собираются.

Бревна вокруг печи — вот и весь домишко, в котором жили четверо детей и взрослые

Позже волонтеры пытались созваниваться с Анной, но она перестала отвечать. Потом вышла на связь через «ВКонтакте» и сообщила, что телефон у нее сломался и поэтому она была без связи.

По информации волонтеров, многодетную мать и детей органы опеки навещали максимум раз в месяц. Наша редакция сделала свой запрос в Минсоцразвития, где ответили, что семья считалась многодетной и малоимущей, женщина получала все положенные ей выплаты и меры соцподдержки. Специалисты местного отдела соцзащиты помогали маме по психологическим, бытовым вопросам, в том числе с устройством детей в садик.

— В 2014 году мать лишили родительских прав в отношении четверых детей, — рассказали в министерстве. — Они находились в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, но мать их оттуда не забрала. Вернуть детей она не пыталась, в дальнейшем они были усыновлены. Позже женщина родила еще четверых детей. Во время посещений семьи причин для лишения родительских прав не выявили, комиссия по делам несовершеннолетних не поставила ее на учет как находящуюся в социально опасном положении.

Специалисты Минсоца говорят, что у органов опеки не было оснований отбирать детей. Также в ведомстве сообщили, что после трагедии в Чусовском городском округе начали межведомственную проверку, на место выезжали представители Минсоцразвития, комиссии по делам несовершеннолетних, Минобразования и Минздрава.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем