Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае рассказала 59.RU о своем взгляде на причины ЧП в Березниках, где лицеист нанес удары ножом учителю физики. Публикуем ее колонку.
— Я прочла сообщение, которое подросток выслал своему другу. Чувствуется, что у ребенка были какие-то проблемы. У него не было ни одного значимого взрослого, которому можно высказать свою боль, поговорить по душам. Того, кто развеял бы все сомнения в себе, в жизни, помог решить проблемы. Проблемы у всех бывают, но не все идут нападать на других с ножом.
Условно мы делим все семьи на три группы: норма, группа риска и группа социально опасного положения. Семья школьника из Березников относилась к группе «норма». К сожалению, часто получается так, что семьи из этой группы выглядят благополучно, но то, что на самом деле происходит в них, оказывается скрыто. И вдруг подростки из группы «норма» совершают самоубийства. Все думают: «И сыт, и обут, и одет — что ему не хватало?» А душу-то никуда не денешь. Когда у ребенка на душе плохо, такое и происходит.
Основная причина — это нарушения детско-родительских отношений. Я всегда говорю родителям, что не важно, как их дети сдадут экзамены. Об этом нужно думать, но главное, что должны делать родители, — это дарить безусловную любовь, говорить, что поддержат в любой ситуации. Тогда ребенок будет чувствовать свою защищенность.
У нас сейчас по федеральному стандарту один школьный психолог на 500 детей, да еще и специалистов не хватает. Этого явно недостаточно. При таком количестве детей психологу трудно запомнить их всех в лицо. Он видит только критические ситуации, а скрытые проблемы заметить не в состоянии. Получается, что мы всё время бьем по хвостам. Мы с коллегами из других регионов будем поднимать эту проблему на съезде уполномоченных, писать федеральному детскому омбудсмену Анне Юрьевне Кузнецовой.
Мы должны что-то противопоставить тому влиянию, которое идет на детей из интернета. Но пока мы проигрываем эту информационную войну. Надо менять эту ситуацию. Все-таки мы все хотим жить в нормальном обществе, где все люди если не счастливы, то хотя бы психологически здоровы.
С точки зрения школы и комиссии по делам несовершеннолетних, все алгоритмы по выявлению неблагополучия и работе с ним созданы, но алгоритмы всегда выполняют люди. Помните случай в Краснокамске, где школьница умерла от голода? Все были возмущены, что после этого осудили завуча. Но ведь именно завуч и классный руководитель должны были обратить внимание, что девочка худеет. Ребенок три года не был у врача, а в школе на слово поверили маме, что дочь проходит лечение. Такого быть не должно. Если есть какие-то тревожные изменения, нужно выстраивать межведомственное взаимодействие, сообщать в КДН.
Я заметила, что школы часто не любят обращаться за помощью в КДН. Сами разговаривают с родителями, составляют индивидуальную программу реабилитации семьи, но в КДН не идут. Не нужно этого бояться. Учет в КДН — это не навсегда. С семьей поработают и снимут ее с учета, никакого негативного влияния на будущее ребенка не будет.
Родители молодого человека, который недавно открыл стрельбу в казанской школе, тоже ничего не сделали с проблемой. Они сами боялись сына, но, насколько я знаю, уехали, оставили его одного, хотя надо было бить во все колокола.
Слова о том, что детьми некогда заниматься из-за работы, — это всё отговорки. Если ты любишь своего ребенка, то всегда найдешь время сесть рядом с ним на диване, сказать, что ты его очень любишь, и помочь ему. Время на соцсети почему-то все находят. Лучше потратить его на своего ребенка, чем в очередной раз с кем-то пообщаться.
Ранее стало известно, что перед ЧП в березниковском лицее № 1 прошла проверка безопасности. Во время нее выявили недочеты, а сразу после сменили охранника.