Выкатывание самолета со взлетно-посадочной полосы в Перми 8 января в сугроб могло произойти из-за обледенения опоры шасси. Об этом сказано в служебном письме Росавиации, текст которого опубликовал Telegram-канал «Авиаторщина».
«В ходе расследования серьезного авиационного инцидента рассматривается версия отказа управления разворотом передней опоры шасси»
«На воздушных судах типа Боинг-737 ранее происходили авиационные инциденты, связанные с отказом системы управления передней опоры шасси (ПОШ) по причине образования льда на тросовой проводке управления разворотом ПОШ, — сказано в опубликованном документе. — По результатам расследования инцидентов отмечалось, что образование льда может происходить из-за отложения конденсата и воды из-за забивки дренажных отверстий утечек воды из системы водоснабжения и удаления отбросов, нарушений правил технического обслуживания в условиях отрицательных температур наружного воздуха и других факторов».
Также в опубликованном скриншоте разосланного бюллетеня о безопасности полетов указано, что аналогичные инциденты уже происходили.
«Подобные инциденты, как правило, связаны с состоянием искусственного покрытия в торце ВПП (наличие снежно-ледяных отложений), а также ошибками экипажа при выполнении разворота на 180° (повышенная скорость, невыдерживание безопасного радиуса разворота)», — сообщается в письме руководителя Росавиации, которое было направлено региональным подразделениям Росавиации и организациям гражданской авиации.
Ошибка экипажа и разнотяг двигателей не исключены
Как сообщал 59.RU ранее, комиссия Росавиации также рассматривает в качестве возможной причины инцидента разнотяг двигателей. Это означает, что расположенные по разные стороны от фюзеляжа двигатели (у модели Boeing 737–800 два двигателя — по одному на левой и правой сторонах крыла) не были синхронизированы по тяге между собой. Ранее разнотяг двигателей уже выявляли у этого борта при техническом осмотре в 2021 году.
Разнотяг двигателей — работа размещенных авиационных двигателей по разные стороны от фюзеляжа с разной тягой. Несинхронная мощность работы двигателей приводит к тому, что вместо движения по прямой самолет движется со смещением в одну из сторон. Например, при более сильной тяге правого двигателя самолет будет поворачивать налево. В том числе асинхронно изменяя тягу двигателей, пилоты поворачивают борт при рулении по территории аэропортов.
Кроме того, собеседники 59.RU из авиационной отрасли обращают внимание на возможную ошибку экипажа, которая могла привести к ЧП. В опубликованной рассылке авиакомпании «Победа» сказано, что экипаж «отклонил вправо до упора педали РН (руля направления. — Прим. ред.), установил РУД (рычаг управления двигателя. — Прим. ред.) в положение МГ (малый газ. — Прим. ред.) и предпринял попытку восстановить направление движения ВС.
При этом в описанных в служебной рассылке «Победы» действиях пилотов ничего не указано о попытках пилотов скорректировать направление при помощи поворотного механизма носовой стойки шасси. Также в рассылке «Победы» не рассказано о попытках пилотов самостоятельно создать разнотяг двигателей в обратную сторону от направления смещения для выравнивания параллельно ВПП.
Также в письме руководителя Росавиации уточнено, что выкатывание — на удаление 15–20 метров от левой обочины ВПП в Большом Савино. Изначально пилоты сообщили диспетчеру пермского аэропорта о выкатывании на 5 метров.
Аналогичный инцидент 10 января в Норильске
В письме руководителя Росавиации также указано об аналогичном инциденте, который произошел спустя 2 дня после ЧП в Перми. 10 января в аэропорту Норильска (Алыкель) борт RA-73252 модели Boeing-737–800 при развороте на 180° сошел на 3 метра в сторону грунтовой полосы безопасности. При этом борт также не получил никаких повреждений.
В конце письма руководителя Росавиации указаны рекомендации по предотвращению аналогичных случаев для безопасности полетов. В частности, предписывается довести информацию об инциденте в Перми и Норильске до организаций гражданской авиации и провести профилактическую работу с летным составом. Операторам аэродромов же рекомендовали уделять особое внимание при обработке противогололедными материалами в местах уширений ВПП для разворотов воздушных судов и примыкания рулежных дорожек к ВПП.
Отдельно в письме отмечено, что расследование инцидентов с выкатыванием самолетов со взлетно-посадочных полос в Перми и Норильске продолжается, окончательные выводы о причинах произошедшего официально не сделаны.
Судьба съехавшего со взлетной полосы в аэропорту Перми борта
Борт RA-73294 авиакомпании «Победа», который вместо разгона по взлетно-посадочной полосе для взлета съехал в сугроб в сторону военной части аэродрома, покинул Большое Савино. 10 января после разрешения продолжить эксплуатацию воздушного судна борт совершил перелет во Внуково. По данным 59.RU, в ближайшее время «Победа» проведет комплексную проверку самолета, после которой лоукостер сможет возобновить перевозки пассажиров на этом судне.
Борт RA-73294 модели Boeing 737–800 был изготовлен в ноябре 2014 года, с 2 декабря того же года его эксплуатацию начала авиакомпания «Аэрофлот». С июня 2022 года этот борт был передан «дочке» «Аэрофлота» — лоукостеру «Победа».