Следственный комитет продолжает расследование ЧП в пермском аэропорту, которое произошло утром 8 января. Тогда самолет авиакомпании «Победа» вместо разгона по взлетно-посадочной полосе, проехав порядка 150 метров, съехал в сугроб в сторону военного аэродрома.
В результате ЧП аэропорт на 4 часа закрыли для эвакуации воздушного судна. Для этого потребовалось откопать и отбуксировать борт. Пассажиров сорванного рейса доставили в Москву на резервном борте спустя 10 часов. Некоторые пассажиры пожаловались на отсутствие предполагаемого сервиса при длительных задержках вылета — эту информацию также проверяют следователи.
Кроме следкома, как это всегда происходит при авиаинцидентах, независимо от СК разбираются в причинах происшествия и Росавиация с экспертами Межгосударственного авиационного комитета, которые прибыли в Пермь 8 января на борту резервного самолета «Победы». В то время как СК обозначили четыре основные версии причины инцидента, эксперты авиационной отрасли сокращают этот список до двух.
Версия I. Разнотяг двигателей
По данным источника 59.RU, знакомого с ситуацией, наиболее вероятной причиной авиаэксперты называют разнотяг двигателей. Это означает, что расположенные по разные стороны от фюзеляжа двигатели (у модели Boeing 737–800 два двигателя — по одному на левой и правой сторонах крыла) не были синхронизированы по тяге между собой.
Разнотяг двигателей — работа размещенных авиационных двигателей по разные стороны от фюзеляжа с разной тягой. Несинхронная мощность работы двигателей приводит к тому, что вместо движения по прямой самолет движется со смещением в одну из сторон. Например, при более сильной тяге правого двигателя самолет будет поворачивать налево. В том числе асинхронно изменяя тягу двигателей, пилоты поворачивают борт при рулении по территории аэропортов.
После разворота в конце ВПП по часовой стрелке самолет вырулил на осевую линию полосы для дальнейшего разгона и взлета. Однако вместо движения по прямой борт при наборе скорости продолжил движение влево. По данным Flightradar24, после разворота в конце ВПП самолет не остановился и продолжал движение со скоростью минимум 5 км/ч.
Эксперты авиационной отрасли отмечают, что в рекомендациях по эксплуатации самолетов серии Boeing 737–800 перед переводом двигателей во взлетный режим инструкция рекомендует проверить проверку синхронности работы двигателей, выводя их мощность на 40% от номинальной. Было ли это сделано экипажем рейса DP-6512 утром 8 января — неизвестно. В опубликованной записи радиопереговоров пилотов и диспетчера аэропорта пилоты рассказали, что выкат в сугроб произошел «сразу после вывода двигателей», но напрямую не назвали, в какой именно режим.
Разнотяг двигателей у этого самолета уже был?
По данным 59.RU, в 2021 году при прохождении технического обслуживания борта RA-73294, который выкатился с ВПП в Перми 8 января, был обнаружен разнотяг двигателей. Однако тогда эту неисправность быстро устранили и после ТО борт продолжили использовать для авиаперевозок.
Редакция 59.RU направила запрос в авиакомпанию «Победа» с просьбой подтвердить или опровергнуть эту информацию. В пресс-службе «Победы» отказались от комментариев до окончания расследования комиссии Росавиации.
Версия II. Обледенение полосы
Однако до окончания работы комиссии Росавиации при участии сотрудников Межгосударственного авиационного комитета не исключены и другие версии причин инцидента. Основной вариант среди альтернативных, которые рассматривают эксперты, — неудовлетворительное содержание ВПП в зимних условиях, а именно — образование ледового покрытия на полосе, из-за которого самолет при движении соскользнул в сторону.
Что говорят пилоты?
По данным 59.RU, пилоты авиакомпании «Победа» в своих показаниях сообщили, что после разворота в конце ВПП выполняли финальную проверку двигателей перед взлетом. При этом они слишком поздно заметили, что борт начало сносить в сторону, и поэтому допустили съезд с ВПП в сугроб в стороне. Вероятной причиной при этом экипаж назвал наличие льда на полосе.
Однако предположение о наличии льда на ВПП опровергают источники 59.RU. По данным метеосводок из Большого Савино, утром была благополучная погода, а на взлетно-посадочной полосе не могло быть более одного миллиметра снежного покрова. Кроме того, пермский аэропорт показательно хорошо справился с зимним содержанием аэропортового комплекса при аномальных снегопадах в начале декабря, в то время как в подмосковных аэропортах в тот же день случился транспортный коллапс.
Росавиация и сотрудники МАК продолжают свое расследование, окончательных выводов эксперты еще не сделали. По данным 59.RU, сегодня, 10 января, запланировано совещание оперативного штаба, к которому планируют подготовить информацию о расшифровке бортовых самописцев (черных ящиков). До окончания разбирательств борт RA-73294 отстранен от эксплуатации и стоит на территории международного аэропорта Пермь.
Борт RA-73294 модели Boeing 737–800 был изготовлен в ноябре 2014 года, с 2 декабря того же года его эксплуатацию начала авиакомпания «Аэрофлот». С июня 2022 года этот борт стала использовать «дочка» «Аэрофлота» — лоукостер «Победа».
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.