34-летний пермяк Александр (имя изменено) анонимно согласился рассказать 59.RU свою историю о том, как он смог выжить после падения с пятого этажа.
Молодой человек сорвался с 15-метровой высоты — после многочисленных переломов он несколько месяцев не мог ходить. Александр признался, что это не было попыткой самоубийства, и объяснил по какой причине всё это произошло. Молодой человек активно занимается спортом, с удовольствием работает в общественной организации, незадолго до трагедии нашел долгожданную работу в архитектурном бюро, в семье прекрасные отношения. Но полгода назад Александр столкнулся с серьезными проблемами здоровья — он перенес инсульт.
В ходе медицинского обследования молодому человеку поставили сразу два диагноза: синдром мойя-мойя (угроза новых кровоизлияний из-за изменения структуры сосудов) и васкулит сосудов (воспаление и последующий некроз сосудов). Из-за этого Александру врачи прописали некий гормональный препарат, дозировку которого только повышали. Таблетки имели много побочек. Александр говорит, что шагнул в окно из-за этого сильнодействующего лекарства, которое спровоцировало изменения в сознании.
Стоял в планке, резко онемели рука и лицо
Сейчас Александр выглядит спортивным, подтянутым, энергичным мужчиной. Однако еще полгода назад он не мог ходить. Мужчина много лет занимается в Перми общественными проектами, в прошлом году устроился в Перми в архитектурное бюро 3D-визуализатором.
— Делал красивую картинку по чертежам, то есть визуализацию будущего дома, его проект, — рассказал о своей работе Александр. — Очень много, в общем, работал.
16 ноября 2023 года у молодого человека случилось кровоизлияние в мозг. Александр вспоминает, что в этот момент он, как обычно, делал зарядку, стоял в планке, неожиданно почувствовал, что немеет правая рука и язык, потом — лицо, но боли не было. Это продолжалось 15 минут. Испугавшись, мужчина также вспомнил, что за пару недель до этого у него немел кончик языка и непроизвольно замедлялась речь.
— Что стало причиной микроинсульта? Мне 34 года, я на ЗОЖе 15 лет, не пью, не курю, круглогодичный велосипедист, люблю долгие прогулки пешком, — рассказывает Александр. — Мне ничего не стоило пройти 20 километров в день.
После случившегося Александр записался на МРТ, в клинике мужчине сказали, что ему необходимо лечь в стационар из-за признаков кровоизлияния. Мужчина лег на обследование в городскую больницу, где ему поставили диагноз — синдром мойя-мойя.
Мойя-мойя — это заболевание головного мозга, которое возникает, когда стенки внутренних сонных артерий — сосудов, снабжающих кровью наиболее важные области мозга, утолщаются и сужаются. В результате приток крови к мозгу уменьшается, что повышает вероятность инсульта. Среди женщин, по невыясненным пока причинам, данное заболевание возникает в два раза чаще. Также мойя-мойя — одна из лидирующих причин ишемических инсультов и внутричерепных кровоизлияний у детей и людей молодого возраста.
Александр никогда не слышал о таком синдроме и стал искать информацию о нем. Болезнь мойя-мойя открыл японский ученый, диагноз сравнивают с кронированием деревьев: когда их подрезают, у них вырастает много маленьких веточек, точно так же происходит с сосудами при синдроме мойя-мойя: у какого-то основного сосуда утолщаются стенки, кровоток сужается, от него разрастается много маленьких сосудиков, которые могут лопнуть в любой момент, и в итоге наступает кровоизлияние.
Врачи предложили молодому человеку сделать операцию по шунтированию, но сразу предупредили о серьезных рисках: возможен летальный исход.
Шунтирование головного мозга — это нейрохирургическая операция, в ходе которой кровоток в сосудах восстанавливают с помощью шунта (это сосуд, вживляемый для обеспечения обхода поврежденного участка кровотока).
— Как мне объяснили, шунтирование — это проведение дополнительного сосуда, чтобы он питал другую область, при этом идет временная и полная приостановка мозгового кровообращения, — отметил собеседник. — И есть вероятность летального исхода. Меня это напугало, поэтому от операции я отказался, так как пока функционировал более-менее нормально, попросил найти другие способы лечения.
Мужчине стали проводить дополнительные медобследования и поставили второй диагноз — васкулит сосудов головного мозга.
Васкулит — тяжелое заболевание, выражающееся воспалением стенок сосудов головного мозга. Может привести к кровоизлиянию, некрозу тканей.
Обнаружив васкулит, врачи выписали Александру гормональный препарат, во время приема его дозировку надо было постепенно повышать. По словам собеседника, о побочных эффектах этого лекарства его не предупреждали. Первое, что почувствовал Александр, когда стал принимать эти таблетки, это резкое обострение всех чувств и реакций организма. Молодой человек признается, что «в разы усилились и положительные, и отрицательные эмоции, и раздражение, и радость».
— Поначалу я чувствовал себя абсолютно счастливым, уже потом я почитал, что действие этого лекарства сравнимо с амфетамином — считает собеседник. — Так проявляется не у всех и не обязательно так сильно, но бывает. То есть ты находишься в некой эйфории, но это побочное явление.
«Я чувствовал, что надо снижать эти качели»
Мужчина принимал этот препарат строго по рецепту и рекомендациям врачей. Спустя три недели после приема лекарства в поведении Александра начались странности. Он мог вспылить и накричать без причины. Такое поведение стало пугать близких. После очередного приступа родственники вызвали Александру психиатрическую бригаду на дом. Мужчина категорически отказался от госпитализации.
— Но я согласился сходить на прием к психиатру, потому что чувствовал, что надо снижать эти качели, — говорит собеседник. — К тому моменту у меня начались галлюцинации.
23 декабря прошлого года с мужчиной случился очередной приступ. Александр вспоминает, что в тот день просто сбежал от родных «в неадекватном состоянии». Он несколько часов без цели бродил по городу, свою прогулку молодой человек называет «параноидальной», потому что его преследовали галлюцинации.
Мужчина выбросил телефон и банковскую карточку, выбросил перчатки, потому что чувствовал, что ему становится жарко. Дома Александр отсутствовал почти весь день, за это время родственники даже подали заявление в полицию о пропаже. Под вечер он сам вернулся домой. Успокоил супругу и сказал, что «пришел в себя». Мужчина решил сходить в гости к родителям.
— Мы сидели с мамой и вместе играли на пианино, — вспоминает Александр. — Я не умею играть на пианино, она меня учила. Отец был в той же комнате. И внезапно у меня возник порыв вернуться домой посредством левитации из одного дома — в другой. Я тогда четко осознавал, что у меня есть эти возможности. Я буквально хотел перелететь, переместиться над землей. В тот момент я не понимал, что это было состояние измененного сознания. Это всё в голове произошло за секунду.
Родители Александра живут на пятом этаже. По словам собеседника, он отчетливо помнит, как сам открыл балконную дверь и «через секунду оказался на земле». Признается, что после падения даже не чувствовал боли. Когда выбежали родители и пытались ему помочь, молодой человек стал громко петь.
Александр приземлился на обе ноги и потом упал назад на спину. В больнице у мужчины диагностировали травму лодыжки, перелом трех ребер, разрыв обоих легких, перелом левой ноги, повреждения боковых отростков позвонков, многочисленные переломы таза со смещением.
«Самый был тяжеленький из всех»
Некоторое время молодой человек находился в реанимации. Окончательно пришел в сознание в палате интенсивной терапии. Первые дни Александр был привязан, чтобы не навредить самому себе.
— Первое, что я сделал, — проверил, работают ли пальцы ног, смог ими пошевелить, — вспоминает Александр. — Ну, думаю, значит, всё нормально. Самый был тяжеленький из всех. Там все были в основном с переломами ног под Новый год.
Через три дня мужчина перешел из палаты интенсивной терапии в общую палату, но на лежачем положении. Кости таза у Александра были раздроблены, ему поставили металлическую конструкцию. В больнице он пролежал месяц. Еще полмесяца в лежачем положении находился дома. Сейчас у мужчины правая нога почти на два сантиметра короче левой, Александр до сих пор хромает. Также в другую сторону срослась лонная тазобедренная кость.
Лонная кость — одна из трех костей, образующих при сращении тазовую кость.
— Лонную кость можно было выправить, но там очень сложная операция, — объясняет Александр. — Врач мне объяснял: в области таза проходит много жизненно важных артерий, и при операции есть большая вероятность летального исхода из-за большой кровопотери. Ну срослась она криво, всё равно функциональность я не потерял, мне же не рожать.
После случившегося дозировку гормонального препарата стали снижать. В этот момент Александр почувствовал себя психологически лучше. Признается, что к нему вернулось уже позабытое чувство страха. До этого были только панические атаки, а страх полностью отсутствовал.
— У меня вообще не было чувства страха, и это ненормально, — вспоминает Александр. — Когда я закончил пить этот препарат, то через некоторое время впервые за много месяцев почувствовал необоснованный иррациональный страх, и я выдохнул: вау, наконец-то страх появился!
Самым тяжелым испытанием во время реабилитации для молодого человека стала необходимость длительное время сохранять лежачее положение. Его отвязывали только во время приема пищи, потом снова привязывали. От этого у Александра затекали все мышцы. Это состояние он описывал так: как будто его попинали ногами по всему телу.
— Лежишь, и тебе хочется просто дрыгаться, — делится собеседник. — У меня стоял катетер в шее, и в какой-то момент я, значит, дергаюсь, дергаюсь, и у меня этот катетер слетел. Столько крови хлестало, вся подушка в крови и половина простыни. Медики меня ворочают, всё это дело заменили.
«Нельзя просто лежать и думать, что вот ты через три месяца встанешь»
Александр признается, что самым сильным его желанием было желание снова встать на ноги. Через неделю после выписки из больницы он дождался, когда родные уйдут из дома, и попытался встать на ноги. Потом у него получилось медленно делать шаги при помощи стула, позже уже мог ходить с костылями. Мужчина каждый день вел дневник, в котором описывал свои успехи в реабилитации.
— Когда у тебя плохое состояние, ты каждый раз фиксируешь, что у тебя нового, что у тебя хорошего, — отмечает Александр. — Я фиксировал каждое изменение, которое со мной происходит. Очень радовался, когда научился поворачиваться на бок. Правильный настрой действительно помогает, настраивает все клеточки тела на движение вперед. Но я по-прежнему быстро устаю, то есть могу активно двигаться, шевелиться, разговаривать, потом прийти домой и уснуть до вечера.
Собеседник уверен, что в реабилитации помогло его упрямство. Врачи прогнозировали, что молодой человек в лучшем случае встанет на ноги только в конце марта, но Александр стал ходить намного раньше. Сейчас он может даже ездить на велосипеде.
— Нельзя просто лежать и думать, что вот ты через три месяца встанешь, — признается собеседник. — Нет, такого не будет, надо постоянно пробовать встать. Не попробуешь — не узнаешь, сможешь ты сделать шаг или нет. В общем, это труд над собой.
Александр до сих пор находится на больничном, из-за проблем со здоровьем оформил самозанятость. Признается, что первое время было финансово тяжело, но помогли друзья. Мужчина очень благодарен им за поддержку, признаётся, что именно друзья вернули ему прилив сил.
Родные молодого человека очень тяжело переживали и боялись говорить о случившемся, считая, что это была попытка самоубийства. Сам мужчина считает, что всему виной был гормональный препарат, у него не было никакого желания сводить счеты с жизнью.
— Этот препарат рецептурный, разрешенный, стоит копейки, — отмечает собеседник. — Но я, конечно, не могу его называть, потому что, мало ли, кому захочется повторить всё это.
Сейчас Александр снова проходит медицинское обследование головного мозга, так как угроза инсульта осталась.