

Решения властей Пермского края и лично губернатора активно обсуждаются в соцсетях — в том числе и подозрительными личностями с фейковыми аккаунтами, которые безусловно одобряют и поддерживают краевую администрацию и даже иногда признаются Дмитрию Махонину в любви. SMM-редактор 59.RU Александр Пастухов проанализировал комментарии и рассказал, по каким признакам понять, что ваш интернет-собеседник — не совсем настоящий человек.
Вчерашний прямой эфир губернатора собрал в общей сложности больше полутора тысяч комментариев — и это не считая двух тысяч комментариев к посту-анонсу этого эфира, который вышел еще в начале августа. Заметная часть из них — жалобы и вопросы пермяков, другая — ответы и уточнения профильных ведомств. Но нас интересует третья, тоже внушительная, — комментарии фейковых аккаунтов, преисполненные любви и обожания к главе региона.
В сети существует сервис Gosvon.net — изначально он был создан для выявления так называемых ольгинских ботов, сотрудников «фабрики троллей», которым приписывали размещение платных комментариев с поддержкой градостроительной политики мэрии Москвы, внешней политики РФ и, например, голосования за поправки к Конституции. Со временем в базу стали добавлять и ботов из регионов — например, из Челябинской области, а недавно и из Прикамья. Сервис предоставляет возможность добавить в браузер специальный скрипт, который подсвечивает известные фейк-аккаунты прямо во время чтения комментариев.
Вот как с этим скриптом, например, выглядят комментарии к новости 59.RU о новых коронавирусных ограничениях:

Как видите, все выделенные комментаторы в едином порыве одобряют решение оперштаба и даже проявляют некоторую агрессию по отношению к несогласным. Автор этого текста тоже в целом недолюбливает антипрививочников, но делает это не за бюджетные деньги.
«Госвонь» — далеко не единственная возможность выявить бота, это можно сделать и вручную. Внимательно посмотрим, например, на автора одного из лучших комментариев к прямым эфирам Дмитрия Махонина (к эфиру, который состоялся еще в феврале):

Аккаунт, к счастью, пока открыт (у большинства подозрительных комментаторов вчерашнего стрима страницы закрыты), так что доступен для изучения. Стена состоит из репостов и стоковых фото с цитатами — это уже тревожный признак. Но давайте пойдем чуть глубже и посмотрим на список друзей:

Из 271 друга из Перми всего один! А теперь посмотрите на ваш собственный список друзей в ВК. Нажмите на кнопку «параметры» и выберите город — список будет выстроен от города, где живет больше всего ваших друзей, к городу, где их меньше всего. Вероятнее всего, первый город — город, в котором вы живете. Во втором, вероятнее всего, вы родились и учились в школе (если это разные города, конечно). Вы — настоящий человек. А вот Аделина Голубева — никакая не пермячка.
Еще у таких аккаунтов в друзьях, как правило, много удаленных пользователей — в списке они показываются первыми, поэтому это сразу видно. Из-за того, как выглядит значок вместо аватарки у удаленного пользователя, их часто называют «собаками». Так вот, у ярых поклонников губернатора в друзьях бывают целые псарни: посмотришь список — и как будто по дворам Мотовилихи прошелся.
Пойдем дальше!

У Виктора с аккаунтом всё чуть лучше, чем у прочих: друзей из Перми аж 16 из 179, «собак», правда, тоже много, а стена никакая (у настоящих людей стена так не выглядит), но на фоне остальных тянет на троечку. К сожалению, сейчас вы уже не сможете сами в этом убедиться, поскольку Виктор уже заблокирован в ВК по одной простой причине: никакой он не Виктор, в аккаунте использовались фото совершенно другого человека, который живет вообще в Самарской области.

Использование чужих фото — довольно распространенная практика для создания таких аккаунтов. Так делают и в «Инстаграме» — там ботов идентифицировать несколько сложнее, но тоже возможно.

Что ж, Елизавета, давайте посмотрим, сможем ли мы выяснить, в каком регионе живет ваша бабушка. На странице Елизаветы 20 фотографий — и все (удивительное дело!) выложены в один день, 31 мая. Что ж, бывает: в последний день весны девушку посетило инстаграмное настроение. На одном из выложенных фото можно рассмотреть рекламу магазина одежды и его телефон — с первого же запроса в «Гугле» выясняется, что магазин находится в Магадане.
Но бывает, конечно, и такое: закончила девушка школу в Магадане и переехала в Пермь, оставив бабушку. Но и это можно проверить: с помощью поиска по фотографиям в ВК обнаружилась девушка из Магадана, как две капли воды похожая на Елизавету, но с совершенно другим именем и фамилией. Конечно, к Пермскому краю она не имеет отношения. На вопрос, знает ли она, что ее фотографии используются для обсуждения важных социальных проблем Прикамья, она предпочла не отвечать и вообще в коммуникацию вступать не захотела.
Кто и зачем вообще занимается этой видимостью бурной деятельности? Можно было бы предположить, что в структуре краевой администрации за это отвечают те же люди, которые общаются с пермяками от лица официальных ведомств. Но тогда нечем объяснить неловкие моменты, когда на комментарий фейка на полном серьезе отвечает целое министерство:

Следующая версия — ЦУР, Центр управления регионами, один из тех, что недавно создали по всей стране. Сами ведомства открещиваются от роли группы поддержки местных властей в комментариях, но по времени создание ЦУРов примерно совпало с расцветом ботов — любителей губернатора.
Если же этим занимается не управление, созданное по федеральной инициативе, то остается, собственно, сама администрация Дмитрия Махонина. Тогда получается совсем печально: оплаченные из краевого бюджета специалисты вместо реальной работы с населением озабочены созданием видимости народной поддержки властей региона.

Можно ли вообще тратить бюджетные средства на работу с социальными сетями? Да пожалуйста, без проблем. Только на какую-то другую. К примеру, наш регион находится в конце рейтинга субъектов федерации по проценту вакцинированного населения. Может, вместо того чтобы безостановочно восхвалять губернатора, направить усилия «армии ботов» на пропаганду вакцин от COVID-19? И цель более благородная, и KPI считать проще.
UPD: После выхода материала администрация губернатора Пермского края прислала в адрес 59.RU официальный комментарий. Публикуем его.
Станислав Шубин, пресс-секретарь губернатора Пермского края:
— Предположение о том, что администрация губернатора использует в работе в соцсетях ботов, более того, финансирует их, не соответствует действительности. Мы считаем, что в преддверии выборов различные силы используют интернет как площадку для дискредитации органов власти. Активность ботов в аккаунте губернатора во время прямого эфира расцениваем как провокацию.
UPD-2: Позже в адрес редакции также поступил комментарий от ЦУРа:
— В задачи Центра управления регионом не входит работа с ботами и повышение имиджа власти за счет лестных комментариев, — прокомментировали в Центре. — ЦУР фиксирует, модерирует, обрабатывает и анализирует обращения граждан в соцсетях — открытых региональных пабликах, официальных группах органов местного самоуправления и исполнительной власти для принятия системных решений по проблемам общества и отдельных граждан. В своей аналитике мы учитываем только сообщения о проблемах. Ни у нас, ни у администрации губернатора нет задачи создать позитивное поле. Это просто невозможно и как раз ведет к такого рода провокациям. «Всплески» любви тоже фиксируем, но для нас это пустая информация.
Согласны с автором?