— Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин в минувшую субботу, 21 августа, официально зарегистрировал брак. До этого на протяжении многих лет он проживал со своей нынешней женой в гражданском браке, в нем родились несколько детей, — такой комментарий дал сегодня утром нескольким СМИ пресс-секретарь главы региона Станислав Шубин.
В инстаграме самого Махонина постов и историй о свадьбе не было, как и на других ресурсах, новость о событии с «Ъ-Прикамье», где появилась первой, позже была удалена.
О супруге губернатора, кроме того, что сообщил Станислав Шубин, ничего официально не известно, но, по данным 59.RU, ей 36 лет, несколько лет она вела предпринимательскую деятельность (занималась продажей одежды как индивидуальный предприниматель), но несколько месяцев назад была исключена из реестра малых предпринимателей — вероятно, закрыла бизнес.
Из личных фотографий губернатора с семьей удалось найти только одну — на сайте «Комсомольской правды», в статье от 14 сентября 2020 года о вступлении Дмитрия Махонина в должность, однако сделано оно, вероятно, давно и было удалено с других ресурсов. В своем инстаграме ранее он публиковал только фото с дочерьми.
Сам Дмитрий Махонин в недавнем интервью 59.RU признавался, что не считает нужным делать из своей личной жизни достояние общественности.
— Показывать личную жизнь — ну слушайте, я не скрытный человек, но везде должны быть, наверное, поводы. Если мой ребенок поздравил всех с 1 Сентября, наверное, это уместно и логично выложить в инстаграм. Вместе с женой и дочками сфотографироваться на 8 Марта тоже логично. Но 8 Марта раз в году бывает. Каждый день выкладывать свою семью напоказ — неправильно, наверное, — сказал губернатор.
Дмитрий Махонин не единственный политик, скрывающий свою семейную жизнь. Среди российских чиновников подобная практика очень распространена. Почему наши государственные деятели предпочитают скрывать своих родственников от глаз общественности, мы спросили у политологов.
Екатеринбургский политтехнолог Алексей Швайгерт считает, что такая тенденция среди российских чиновников действительно есть.
— Редкий чиновник презентует людям свою жену и детей, выходит с ними в свет. Такое желание сделать свою личную жизнь максимально приватной можно объяснить желанием обезопасить себя, — отметил в разговоре с корреспондентом 59.RU политтехнолог. — Очень легко через близких наносить какие-то политические удары. Например, жена выложит в инстаграм какую-нибудь фотографию с заграничного отдыха на яхте или ребенок что-то не то запостит, вопросы будут предъявлять чиновнику. А отсутствие публичности родственников ограждает от таких ситуаций.
Также Алексей Швайгерт отмечает, что лишнее внимание к своим семьям чиновники не привлекают, так как зачастую именно близкие родственники являются держателями крупных активов.
— Сейчас, конечно, подобная практика потихоньку сходит на нет, ведь государственные деятели обязаны ежегодно публиковать декларации, включая туда информацию об имуществе ближайших родственников. Но, безусловно, практика скрывать своих родственников от глаз посторонних среди российских чиновников сохраняется, и вопрос, когда она исчезнет, остается открытым.
Политолог и бывший вице-мэр Волгограда Константин Калачев тоже считает, что политики скрывают свои семьи из соображений безопасности, однако не согласен с тем, что есть какая-то тенденция.
— Как мне кажется, каждая ситуация индивидуальна, и у каждого есть какие-то свои причины это делать. В вашем случае нужно спрашивать, конечно, у вашего губернатора, но могу предположить, что он женился непублично, чтобы не возникало лишних вопросов по поводу довольно позднего брака, — сказал корреспонденту 59.RU Константин Калачев.
Пермский социолог Олег Лысенко считает, что российские чиновники не привыкли формировать свой имидж с человеческих позиций.
— В отсутствие публичной политики (вернее, в условиях ее имитации) люди во власти не привыкли формировать свой имидж с человеческих позиций. Власть с России — это символ, а не функция, а символы не должны обладать человеческими слабостями и наклонностями, — объясняет Лысенко. — Махонин тут ничего не изобретает, а следует сложившимся практикам, которым много веков. Вспомните, еще в русских народных сказках наш царь сидит неподвижно в своем дворце на злате-серебре, а любой посетитель пред ним сразу «не вели казнить, вели слово молвить», как будто одно появление пред очами — повод расстаться с жизнью. А западные короли в сказках и дворцы сами закрывают, и постель стелят, и из королевства в королевство ездят, обычные в целом люди.