Сегодня, 30 декабря, Минюст России внес изменения в реестр иностранных агентов. В частности, в него включили главного идеолога пермской культурной революции Марата Гельмана.
Помимо Марата Гельмана, в реестр иноагентов попали писатель Виктор Шендерович, участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Вероника Никульшина, главный редактор и создатель онлайн-журнала «Холод» Таисия Бекбулатова, журналист признанного СМИ-иноагентом «Север.Реалии» Елена Владыкина, редактор признанного СМИ-иноагентом «Радио Свобода» Иван Беляев, а также Андрей Алексеев (по данным признанного иностранным агентом «ОВД-Инфо», основатель киноклуба «Нефть» и проекта «Ярость»).
На сайте Минюста сказано, что решение о включении новых имен в реестр приняли «на основании документов, поступивших от уполномоченных органов государственной власти». По данным министерства, новички в списке иноагентов «систематически осуществляют распространение материалов для неопределенного круга лиц, получая при этом иностранное финансирование».
«Родина поздравила и с Новым годом, и с юбилеем, я теперь «иностранный агент»», — прокомментировал ситуацию Марат Гельман на своей странице в Facebook.
Позднее он добавил к своему посту текст: «ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА».
В личной переписке с корреспондентом 59.RU галерист высказался по поводу внесения его имени в реестр иноагентов кратко: «Анекдот».
Ранее Гельман в Facebook комментировал практику присвоения статусов иноагентов. «Все-таки в стране, в которой сотни тысяч людей были посажены и уничтожены по ложному обвинению в шпионаже, придавать такой статус людям — это хуже, даже чем открывать новые памятники Сталину», — писал он.
Марат Гельман родился в 1960 году в Кишинёве. В начале своей трудовой деятельности работал инженером. После увлекся искусством и стал коллекционером. Например, Гельман собрал коллекцию украинского искусства, а в 1990 году открыл первую в России галерею современного искусства в Москве. Гельман активно работал за рубежом, вместе с галереей участвовал в различных конкурсах и фестивалях. Например, в 1999 году галерея представляла проект для российского павильона на Венецианской биеннале. В 2012 году галерею переформатировали в продюсерский центр «Культурный альянс». Там показывали современное искусство из российских регионов (в том числе Пермского края) и стран постсоветского пространства.
В Перми о Марате Гельмане заговорили в 2008 году, когда здесь показали курируемую им выставку «Русское бедное». После ее успеха начался проект «Пермь — культурная столица», особое внимание в котором уделяли современному искусству. Вскоре в Перми открылся Музей совриска PERMM. В 2009 году Гельман стал его директором. На этой должности он находился до 2013 года.
Всё это время галерист занимался не только организацией выставок, но и участвовал в создании фестиваля «Белые ночи в Перми» и проекта «Живая Пермь», стал идеологом пермской культурной революции. При участии Гельмана в Перми появились знаменитые красные человечки и другие арт-объекты.
Деятельность Марата Гельмана часто сопровождалась осуждением со стороны пермяков. Его часто упрекали в чрезмерных тратах на культурную революцию и отодвигании на задний план традиционного искусства ради создания максимально комфортных условий для современного. В 2013 году Гельман покинул Пермь. На момент публикации он живет в Черногории.