21 сентября Владимир Путин объявил о частичной мобилизации, тогда многие россияне начали уезжать из страны — в основном в Грузию и Казахстан. Пермяк Роман после 21 сентября тоже задумался о переезде. Было страшно — у мужчины жена и шестимесячный ребенок. Но мужчина испугался, что в России могут закрыть границы, а он в феврале планировал поступать в университет Австрии. Тогда Роман с компанией пермяков сняли микроавтобус и доехали почти до границы России и Казахстана. Роман поделился с нами историей внезапного переезда.
Арендовали автобус за 52 тысячи рублей и уехали в Казахстан
Роман говорит, что в принципе всегда хотел переехать из России, и даже до мая этого года жил четыре месяца в Польше. В феврале мужчина поступает в австрийский университет — когда началась частичная мобилизация, пермяк испугался, что границы закроют и планы нарушатся. Буквально за день в телеграм-чате, изначально посвященном переезду в Турцию, собралась компания пермяков, которые решили эмигрировать в Казахстан. Роман посовещался с женой и они решили: мужчина из Казахстана переедет в Турцию, обоснуется там, а потом перевезет туда жену и ребенка, которому сейчас шесть месяцев.
— Начали списываться с ребятами в чате Пермского края, и как-то сначала думали на машине — очень много предложений из разных городов: кто-то ищет попутчиков, кто-то ищет еще кого-то, — рассказывает корреспонденту 59.RU Роман. — И у кого-то пришла идея: «Давайте арендуем микроавтобус, наберем людей и вместе поедем». И у нас всё это как-то очень быстро произошло, то есть, грубо говоря, за день. Все прозвонили возможных перевозчиков, к вечеру нашли, получается, микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter, и договорились — на следующий день, в обед, уже выезд. Пытались максимально собрать людей, чтобы минимизировать расходы на переезд. Стоимость машины у нас была 52 тысячи, это прямо до КПП, то есть до города Троицк, там КПП «Бугристое». Микроавтобус у нас был на 17 мест, и изначально мы планировали, что соберем 17 человек. По итогу, так как времени оставалось мало, очень много людей сначала соглашались, потом отказывались. Это понятно: решиться так всё бросить и уехать — это тяжело. Поэтому итоговое количество людей у нас было, по-моему, 12 человек.
27 сентября компания пермяков собралась на остановке. Тут же к ним присоединился еще один парень — написал и попросил взять с собой. Водитель автобуса должен был довезти компанию до КПП и уехать в Пермь.
— Сели, и один человек у нас был такой — пассажир-паникер. Мы еще не отъехали, он говорит: «Всё, я никуда не поеду, я прочитал новость, что Казахстан будет выдавать граждан России обратно в Россию», — продолжает Роман. — Мы попрощались с ним. Минут через 10 он снова возвращается, говорит: «Ладно, всё, я снова еду». Мы начали свой путь, и дальше по дороге он у нас вышел всё-таки — снова передумал. Мы с ребятами обсудили: «Ребят, давайте, если мы уже нацелились, то едем дальше, до конца».
«Многие переживали, что не получится пройти»
Ехали 11 часов, водитель остановился у огромной пробки в пяти километрах от КПП и высадил пассажиров, которые решили дойти до КПП пешком и пешком же перейти границу. Роман с товарищем отделились от ребят, чтобы быстрее дойти и занять очередь — это решение, вспоминает Роман, было правильным — за мужчинами потом выстроилась очередь в 20 человек. Границу они переходили 8 часов.
— Мы простояли всю ночь из-за того, что пропускают сначала грузовые машины, [потом] легковые машины, очередь шла довольно-таки медленно, — рассказывает пермяк. — Плюс еще под конец там был конфликт, потому что легковые машины заезжают с полосы грузовых машин. То есть конфликты были — пограничники на всё это дело отвлекаются.
На парковке стоял автомобиль с печкой — туда можно было зайти погреться, вспоминает Роман. Он рассказывает, что казахи предлагают услуги по перевозке через границу — кто-то за 3,5–4 тысячи рублей, а кто-то аж за 10 тысяч — пытаются заработать.
— Многие переживали, что не получится пройти, возможно, там развернут, вручат повестку или еще что-то, — говорит мужчина. — Пограничники с российской стороны довольно-таки вредные, не знаю, как описать, потому что на паспортном контроле они задавали очень много вопросов. Товарищ, который был передо мной, он пошел, ему задавали вопросы: «Куда едешь?», «Какой точный город?», «Ф. И. О. друга», «Где познакомились?», «Где работали?», «Название компании», ну, в общем, очень-очень-очень много вопросов. И в конечном итоге ему сказали: «Не будем ходить вокруг да около, по возвращении в Россию вам вручат повестку, и сейчас направим все данные в военкомат». Товарищ немного так испугался, но мы подумали, что всё-таки это был блеф. После него я прошел паспортный контроль без проблем. Я сказал просто, что у меня туристический визит, [что] я дальше еду транзитом в Турцию, меня спросили: «Почему я выехал именно сейчас?» Я сказал: «Потому что из России билеты 200 тысяч стоят».
Кстати, Роман единственный из пермяков-эмигрантов, кто получил повестку, но даже с ней спокойно выехал из России — проблем вообще не было. На казахской стороне, по словам пермяка, пограничники были более лояльны — вопросов задавали мало, поэтому мужчины прошли быстро. Запечатлеть пятикилометровую пробку пермяк не успел — слишком торопился и устал. После того как ребята наконец добрались до Казахстана, надо было найти такси до ближайшего города — Костанай. Таксисты предлагали довезти за бешеные деньги — 2–3 тысячи с человека, но удалось сторговаться — путешественники отдали по тысяче рублей каждый, уехали все вместе на трех машинах прямо до центра города. Там у Романа возникла сложность с тем, чтобы обменять российские рубли на казахские тенге, — он единственный из пермяков не взял с собой наличку: в Казахстане работают только карты «Мир», а обменять рубли на тенге получилось только в банкоматах Сбербанка, к которым выстроилась очередь. При этом, например, услугу по обмену предлагали таксисты, но по курсу 1 рубль к 6 тенге, в городских обменниках ненамного лучше — 1 к 7 или 7,4. В банкомате, говорит мужчина, он обменял 1 к 7,7 — намного выгоднее.
Бесплатно спали в ночлежке, а потом сняли дом
После, уже в кафе, пермяки сели и стали думать, как решать вопрос с жильем.
— Начали обзванивать местные варианты жилья, снять было вообще невозможно, нереально, всё занято или просят космический ценник и, получатся, мы уже немножко начали отчаиваться, — рассказывает пермяк. — Что делать, как быть? Слышали, что есть волонтеры, но не удалось их найти. На улице нас было 10 человек и все с сумками. К нам начали подходить местные жители, спрашивать: «А нужна ли вам помощь? Давайте мы вам поможем», начали давать контакты, кто сдает квартиры. Дали контакт людей, которые организовали, образно, ночлежку. Здесь лютеранская церковь организовала ночлежку, и еще мужчина с женщиной, у них мебельная фабрика, и они в помещении, где должен быть шоурум, сколотили новые кровати, всё там сделали и начали принимать нуждающихся.
В эту ночлежку и заселились путешественники: по словам Романа, там было тепло, постельное белье чистое, хозяева предлагали мыться в бане и сами готовили завтрак, обед и ужин. В ночлежке мужчина спал бесплатно. Позже друзья Романа уехали кто куда — кто в Астану, кто в Алма-Ату. Мужчина познакомился с россиянами из ночлежки, и они сняли дом посуточно — за 1000 рублей в сутки.
Роман отмечает, что главная проблема в Казахстане сейчас — жилье.
— По аренде жилья здесь получилось так, что мир, конечно, не без добрых людей, кто-то, конечно, помогает, но и немало тех, кто сильно решил на этом поживиться, — рассказываем пермяк. — Люди начали рассказывать такие истории. Ну таксист вот местный, казах, рассказывал, что как только русские начали приезжать, местные арендодатели-казахи начали выселять уже своих жильцов и сдавать квартиры в 5 и 10 раз дороже.
Но в ночлежке до трех дней можно поспать бесплатно, а если хорошо поискать, жилье можно найти за более-менее вменяемую сумму. Друг Романа, например, снимает двухкомнатную квартиру за 150 тысяч тенге — это примерно 19 тысяч рублей. Но есть квартиры и за 300 тысяч тенге, и за 400–500 тысяч.
Пока, по словам пермяка, на переезд, еду и жилье он потратил не больше 10 тысяч рублей. Сейчас Роман купил билет до Турции и собирается переехать туда, обосноваться, а после привезти жену и ребенка и в феврале поступить в австрийский вуз. В Россию мужчина возвращаться не планирует.
Ранее мы рассказывали, как Пермь провожала поезд мобилизованных.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.