Недавно в Прикамье поднялась шумиха вокруг использования природных ресурсов: дайверы забили тревогу из-за очистительных работ в районе Арсёновского источника рядом с Ординской пещерой. Они уверены, что очистка проводится с нарушениями, из-за чего загрязняется один из самых чистых водоемов края. Сегодня мы публиковали подробный материал об этой ситуации.
«Раньше под водой был красивый зеленый ковер, а сейчас плаваешь как в тумане или молоке. Разрушили всю экосистему. Непонятно, когда всё восстановится»
С компанией «Подводспецстрой», выполняющей эти работы, оказался связан (пусть и не напрямую) экс-глава Минприроды Пермского края Станислав Панченко. Тот самый, что покинул пост в конце 2000-х из-за уголовного дела, а потом и вовсе оказался в колонии, причем строгого режима.
Вспоминаем, на чем его подловили, и разбираемся, какое отношение имеет экс-министр к «Подводспецстрою» и работе с природными ресурсами.
Суд из-за взятки
Станислав Панченко, родившийся в 1971 году, приобрел скандальную известность в марте 2009 года. Тогда он стал фигурантом уголовного дела о крупной взятке от ООО ПСК «Подводспецстрой» (не от того, что сейчас ведет работы у Арсёновского источника, а от производственно-строительной компании с аналогичным названием). До этого краевого министра природных ресурсов упоминали в СМИ не чаще других чиновников, а в 2009-м его фамилию выучили даже пермяки, совсем не интересовавшиеся политикой.
Сумма взятки: с марта 2008-го по февраль 2009-го (то есть в период, пока он был министром) Панченко в общей сложности получил от «Подводспецстроя» более 1,6 миллиона рублей. Для понимания цен: этих денег тогда с лихвой хватало на покупку приличной однушки (сейчас на это нужно 3,3 миллиона рублей), доллар стоил 30 рублей, а литровый пакет молока или сока — около 27 рублей.
Что получал «Подводспецстрой»: Панченко отрабатывал деньги покровительством. Как рассказал гособвинитель, министр внес нужные этой фирме изменения в лицензию на пользование недрами одного из участков Чукаевского месторождения песчано-гравийной смеси — в результате «Подводспецстрой» не оплачивал его аренду. Панченко затягивал рассмотрение заявки на разработку участка Заосиновского месторождения песка от порта Пермь, а также сообщал сотрудникам «Подводспецстроя» обо всех участниках конкурса и обозначенных ими условиях (победителем торгов, как вы понимаете, стал «Подводспецстрой»).
Схема передачи денег: директор «Подводспецстроя» (на тот момент уже бывший) Дмитрий Кощеев на суде признался, что переводил деньги подставным работникам. В компанию на должности заместителей директора ради этого оформили двух знакомых Панченко. В фирме они не появлялись, другие сотрудники их не знали. Но ежемесячно заместителям переводили «зарплату» — от 50 до 75 тысяч рублей. Деньги поступали на карты, которыми распоряжался министр. Моменты снятия денег с этих карт Станиславом Панченко зафиксировали камеры, видеозаписи стали одним из доказательств вины министра.
Сам Панченко во время суда отрицал все обвинения и заявлял, что ни о каком покровительстве речи не шло, ничего из перечисленного стороной обвинения он не делал. По словам министра, он просто одолжил крупную сумму своему другу, а тот возвращал ему по 150 тысяч в месяц. Но записи телефонных разговоров показали другую картину: Панченко разъяснял представителям «Подводспецстроя», какие данные внести в заявку, и сообщал им, что придерживает заявки от других фирм.
Приговор: решение суда оказалось неожиданным для Станислава Панченко, который выглядел по-настоящему шокированным приговором. Суд назначил ему семь лет лишения свободы в колонии строгого режима. Срок не смягчили даже из-за наличия несовершеннолетних детей. Позже Панченко еще обязали выплатить все полученные в качестве взятки деньги в пользу государства.
Дело о мошенничестве
Одновременно с делом о взятке суд рассматривал второе — о мошенничестве. Как выяснили следователи, в сентябре 2008 года Станислав Панченко попал в аварию на своем автомобиле Honda Accord — въехал в дерево на дороге в Пермском районе. Машиной он управлял, будучи нетрезвым, поэтому позвонил жене Елене и попросил, чтобы она взяла вину за ДТП на себя. Та согласилась, приехала на место и рассказала сотрудникам ГИБДД, что в момент аварии находилась за рулем, а муж ехал как пассажир на переднем сиденье. В результате семья Панченко получила выплаты от страховой компании — 382 тысячи рублей.
По этому пункту суд не стал наказывать Панченко, посчитав убедительными заверения адвокатов, что он сделал это ради сохранения репутации Министерства природных ресурсов. Кроме того, полученные деньги Панченко на тот момент уже возместил страховой. Поэтому срок в семь лет лишения свободы остался неизменным.
Выход из колонии и старые связи
Семь лет в колонии Станислав Панченко не провел, только пять, в апреле 2015 года его условно-досрочно освободили. На решение краевого суда повлияла положительная характеристика от администрации колонии и тот факт, что Панченко полностью выплатил 1,6 миллиона рублей назначенного штрафа. Кроме того, суд учел письмо от гендиректора «Пермавтодора», в котором тот гарантировал, что примет Панченко в штат. Экс-министр работал в этой компании заместителем директора, пока длилось разбирательство, — вплоть до вынесения приговора.
На этом моменте нужно снова вернуться к уголовному делу о взятках. В марте 2009-го, когда о нем стало известно, губернатор Олег Чиркунов рассказал, что в правительство Станислав Панченко попал по рекомендации депутата заксобрания Сергея Пантелеева — акционера «Подводспецстроя» и главы «Юкон Груп», куда входили «Пермдорстрой» и «Пермавтодор». Именно поэтому, как заявил Чиркунов, кандидатуру Панченко не рассматривали на должности, связанные с дорожной отраслью, — чтобы не было конфликта интересов. «Пантелеев дал мне слово, что никаких преференций от Панченко не получал, что и было условием этого назначения», — прокомментировал губернатор.
Сергей Пантелеев сам едва не стал фигурантом расследования о взятках. Материалы о связях с Панченко и «Подводспецстроем», а также о вероятном давлении на директора компании даже вынесли в отдельное производство. Но уголовное дело в отношении Пантелеева в итоге возбуждать не стали, несмотря на неоднократные попытки краевой прокуратуры (ее тогда возглавлял Александр Белых).
Поиски золота и очистка русел
В сентябре 2020 года Станислав Панченко возглавил только что созданное ООО «Су-59». В качестве основного вида деятельности компании указано строительство жилых и нежилых зданий, но без использования природных ресурсов тоже не обошлось. В начале 2022 года «Су-59» получило лицензию на пять лет на геологическое изучение недр участка Тюшевский в Горнозаводском районе. Документ разрешает искать и исследовать месторождения драгоценных металлов, включая золото.
С «Подводспецстроем», занятым очисткой Арсёновского источника в Ординском районе, из-за которого сейчас переживают дайверы, Панченко действительно связан, но опосредованно — через владельцев «Су-59». По данным сервиса «Контур.Фокус», помимо его супруги Елены Панченко, в этом списке — Андрей Демидов, Светлана Майоренко и Лилия Пантелеева.
«Вода стала мутной и грязной, видимость не более 10 сантиметров. Прежний ландшафт исчез, вокруг источника ездит тяжелая техника, КАМАЗы и экскаваторы»
Двум последним — Пантелеевой и Майоренко — принадлежит не только «Су-59», но и ООО «Подводспецстрой», гендиректором которого, кстати, некоторое время был Сергей Пантелеев, продвигавший Панченко в правительство. В отличие от «Су-59», эта компания участвует в госзакупках: за последние два года с ней заключили контрактов на общую сумму более 167 миллионов рублей. В их числе и контракты с региональным Минприроды на очистку русел рек и водохранилищ, работы по одному из которых возмутили дайверов.
Ранее мы рассказывали о бизнесмене Борисе Кардашове, начинавшем карьеру в Пермском зоопарке (где его мать была директором), а сейчас скупающем особняки