Пермячка Надежда Вненковская несколько лет занимается армрестлингом, в этом году ей присудили звание мастера спорта России. Зимой она победила в чемпионате России по пара-армрестлингу, но она соревнуется и с обычными спортсменами. С рождения у Надежды ДЦП, поэтому ей сложно ходить самостоятельно — нужен помощник, коляска или ходунки. Мы поговорили с ней о том, как она пришла в спорт, что самое сложное в соревнованиях, о любимом отдыхе и татуировке, которая придает уверенности.
Надежда живет в Закамске. У нее своя комната, стены которой увешаны многочисленными — их больше двухсот — медалями и дипломами, а на полке стоят кубки. В углу шведская стенка и гантели — девушка занимается не только в зале, но и дома. Надежда встречает нас сидя на диване, неподалеку стоят ходунки. Просим рассказать о своей болезни.
— Это не болезнь, — начинает девушка. — Это просто особенность, с которой приходится как-то мириться, жить. Это у меня с рождения, ДЦП. С самого детства родители старались социализировать меня. Я общалась с разными ребятами, с особенностями и без, чтобы привыкали, что мы есть, что с нами можно общаться. И вообще, чтобы люди понимали, что мы не заразные, мы такие же люди. Я родилась недоношенной, у меня вес был меньше килограмма, 975 граммов и, наверно, два или три месяца еще я лежала в кувезе. После этого уже выписали из больницы. Мы поехали домой, и даже кошка больше меня весила килограмма на полтора.
Про то, как сбегала с уроков и как учителя не верили, что сдаст экзамены
Надя училась в обычной школе, точнее — в гимназии № 8. А до этого два года занималась с дефектологом, чтобы научиться правильно писать буквы и цифры.
— Сначала [в школе] мы использовали коляску, потому что со мной бабушка ходила, ей было сложно со мной справляться [без нее], — рассказывает Надежда. — Потом у бабушки начались проблемы со здоровьем, какое-то время папа меня сопровождал. Потом уже начали искать нянек, чтобы помогали. То есть меня отвели в школу, посадили, и примерно минут 40 есть свободного времени. Можно домой прийти, чай попить, пока я на уроке сижу. В перемену приходили, мало ли там — покушать, еще что-то. А ребята, конечно, первое время спрашивали и не понимали, как вообще со мной общаться. У меня упадет что-то, это же надо помочь поднять, рюкзак, может, понести.
Но в средних классах ребята уже привыкли к Наде, знали, как ей можно помочь в разных ситуациях.
— Друзьями, так сказать, обзавелась, наверно, в классе уже третьем. С девочками мы начали дружить, общаться, — говорит Надя. — Даже с уроков сбегали, было дело, да. Это у всех было, поэтому я тоже хотела понять, как это вообще. Мы сбегали с трудов, с английского и шли либо в столовую, либо в туалет.
Надя рассказывает, что с восьмого класса начались сложности из-за подготовки к экзаменам. Многие учителя прямо говорили ей, что она не сдаст экзамен. Но в итоге у нее всё получилось. Сейчас Надежда закончила второй курс Чайковского института физкультуры, она учится заочно. Девушка признается, что ей было сложно найти общий язык с преподавателями.
— Мне вообще в принципе с незнакомыми людьми трудно найти общий язык, приходится подстраиваться. Я привыкла, что ко мне пытаются подойти пообщаться, но чтобы самой первый шаг сделать, уже сложно, — объясняет девушка.
«Самое сложное в соревнованиях — это дорога и сгонка веса»
Спортом Надежда Вненковская начала заниматься в 12–13 лет. Она участвовала в фестивалях спорта детей инвалидов и пробовала себя в разных дисциплинах, но они ее особо не вдохновляли. На одном из таких фестивалей Наде предложили поучаствовать в соревнованиях по армрестлингу. Сначала она отказывалась, но мама все же уговорила попробовать.
— Там были мальчики, которые начали показывать мне какие-то основные движения, технику минут за 15 до соревнований, — рассказывает спортсменка. — Я тогда заняла второе место, проиграла девочке, которая трех- или четырехкратная победительница России. После этих соревнований мне не понравилось, что [у меня] второе место, хотелось быть первой.
После этого Надя сама нашла тренера и договорилась на встречу.
— На первой тренировке тренер как-то разглядела, что генетически, может, я одарена, — объясняет Надежда. — То есть какая-то база уже была и проще было начать. Мне сразу было сказано: хочешь медали — надо работать. Для меня это прозвучало как вызов, поэтому я и на следующую тренировку пришла. И примерно через месяц поехала на серьезные соревнования в Соликамск. Там я заняла первое место по правой руке.
На тренировки Надежда ездит из Закамска в центр Перми, ее отвозит папа, он работает таксистом.
— Конечно, в начале он, не скажу, что был против, но не понимал, как минут сорок тратить только на то, чтобы доехать до зала, — объясняет Надя. — Просто этот зал один из немногих, в котором есть все, чтобы заниматься армрестлингом. В обычных залах даже элементарно стола для армрестлинга нет, а он ключевой предмет. Недавно папа начал сам делать стол для армрестлинга, потому что у меня уже есть оборудование, чтобы дома заниматься, а стола нет. Мы хотели сначала его купить, но папа вызвался сделать.
В зале Надю встречает мама, чтобы быть рядом, если понадобится помощь.
— Я уже привыкла, что мы везде с ней вместе: и на соревнованиях, и на тренировках. А папа на подхвате, можно сказать, — говорит девушка. — Он тоже всегда вовлечен в процесс. Мама меня тренеру отдает, и у нее есть час-полтора, чтобы своими делами заняться. Она приходит под конец тренировки, чтобы помочь.
Через год после начала тренировок Надежда в первый раз поехала на первенство России. На правой руке заняла первое место, на левой — второе. Участвовала в Кубках мира, Чемпионатах мира, Европы. Спортсменка выступает не только на соревнованиях по пара-армрестлингу, но состязается и с обычными людьми. Была, например, на Кубке Балтики, Кубке Урала.
— На самом деле, самое сложное в соревнованиях — это дорога и сгонка веса, — говорит спортсменка. — Я выступаю среди девочек до 50 килограммов, это самая легкая категория. Вторая категория свыше 50 килограммов, то есть там хоть стокилограммовая девочка может выйти против тебя. Я как-то выступала один сезон в этой категории и поняла, что мне тяжеловато там, поэтому лучше я меньше сладкого буду кушать.
— Тяжело отказываться от сладкого?
— Я уже начинаю привыкать, — рассказывает Надежда Вненковская. — Если у меня есть лишний вес, я начинаю постепенно худеть, то есть не за две недели, а месяца за полтора-два. Убираю хлеб, заменяю хлебцами. Из сладкого могу поесть только утром пару конфет и одну вафельку. Но сахар я всегда добавляю, хоть тренер и говорит, что от этого надо избавляться. Многие люди начинают недели за три вспоминать, что у них лишний вес и сгоняют по 8–12 килограммов, это очень большой удар для организма.
«Первое время друзья обижались, что они меня зовут погулять, а я на тренировку еду. Но они тогда еще не понимали»
В свободное время Надя любит ходить на концерты, еще ей нравится петь.
— Люблю какой-то активный отдых на природе, шашлыки с друзьями, — рассказывает девушка. — Если зовут куда-то, сразу иду, потому что могут и не позвать в следующий раз. Конечно, первое время друзья обижались, что они меня зовут погулять, а я на тренировку еду. Но они тогда еще не понимали, что это серьезные соревнования, к которым за неделю не подготовишься. Месяца два нужно. Сейчас уже свыклись, поняли, ради чего это всё.
В такие поездки Надя старается не брать с собой коляску или ходунки, если не нужно будет далеко ходить.
— Мне нужно, чтобы человек сзади был, катил коляску, потому что у меня левая рука работает немножко хуже, чем правая, поэтому мне сложно, — объясняет Надежда. — Когда она у меня появилась пару лет назад, я сама училась на ней кататься, чтобы не особо зависеть от людей. На какие-то маленькие расстояния, ну, вокруг дома, может, и проеду. Без коляски я хожу с поддержкой. Конечно, когда кто-то сопровождает, хочется самой куда-то пойти. Поэтому использую ходунки.
В доме у Надежды нет лифта, поэтому ей приходится самостоятельно подниматься по ступенькам. Иногда ей помогают друзья. Но в последнее время друзья ее заставляют подниматься самостоятельно и без помощи рук, чтобы держала равновесие. Друзья просят больше ходить, двигаться, потому что без этого ноги затекают.
В будущем Надя мечтает стать тренером, чтобы приобщать людей к спорту.
— Думаю, в этом и будет моя миссия — помогать людям совершенствоваться. Потому что я уже знаю, насколько это сложно и как это вообще все проходит, поэтому хочу помочь другим, — говорит девушка.
На руке у Надежды есть татуировка, она сделала ее почти четыре года назад.
— Я вообще лет в 15 хотела себе что-то набить, у меня было много разных вариантов, — рассказывает девушка. — Я и компас хотела, и розочку, и лилию или какого-то льва. Но, во-первых, мама сказала: «Будет 18 — тогда и набьешь». Пришлось ждать, и я решила, что набью себе надпись «Верь в себя» на английском языке. Я не знаю, как это сработало, но после того, как я сделала эту татуировку, стала увереннее себя чувствовать. Говорят же, что когда набиваешь татуировку, это дальнейшую жизнь тебя сопровождает. То есть нужно думать, что набиваешь, чтобы с какими-то проблемами в жизни не столкнуться, а наоборот, чтобы это как оберег для тебя было.
Ранее мы рассказывали историю пермяка Никиты Беляева, который стал профессиональным хоккеистом. Несколько лет назад он попал под поезд и потерял ногу, но не сдался и пришел в большой спорт.