В этом выпуске рубрики «Куда пожаловаться на все» мы расскажем об общественном транспорте. В Перми около тысячи автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси. За всеми не уследишь, но все они должны работать по четкой схеме и по закону. Куда обращаться, если схема рушится, а закон нарушается, читайте в нашем материале.
Водитель нарушил ПДД
Если раньше это обсуждали вечером у подъезда, сейчас то и дело пишут в соцсетях: «Водитель автобуса такого-то, чтоб тебе пусто было!» И дальше несколько вариантов, в чем конкретно провинился водитель: устроил гонки с конкурентом, пролетел на красный, не пропустил пешехода или болтал по телефону. Все это — нарушения Правил дорожного движения. О них нужно сообщать в ГИБДД. Сделать это проще всего на сайте с помощью специальной формы. Но стоит понимать, что «анонимки» не принимаются. И чтобы водителя оштрафовали, необходимы доказательства — фото или видео, показания свидетелей.
В Перми существует муниципальный и частный общественный транспорт. К муниципальному относятся все трамваи, троллейбусы и автобусный маршрут № 62, а в частных руках все остальные автобусы и маршрутные такси. В любом случае, хозяевам тоже стоит знать, что их водитель лихачит и невнимательно водит. В салоне автобуса есть наклейка с названием компании-перевозчика и номером телефона. А в идеале там должны быть указаны имена и фамилии водителя и кондуктора. Если общественный транспорт в городском ведении, то звонить стоит в Департамент дорог и транспорта Перми.
Пассажир получил травму в общественном транспорте
Зажало ногу в дверях, автобус резко дернулся и вы упали или еще хуже — выпали из дверей, потому что они были не закрыты на ходу? В таком случае перевозчик должен возместить ущерб. Знайте, что все пассажиры общественного транспорта автоматически получают страховку, как только покупают билет. Сохраните его, контакты свидетелей, справки из ГИБДД и травмпункта, больничные листы. С этим пакетом документов и заявлением можно обращаться в страховую компанию. В заявлении надо указать данные пострадавшего, дату и время ЧП, маршрут и регистрационный номер транспорта.
Кстати, просьба держаться за поручни — это не каприз водителя, а правило поведения в общественном транспорте. Поэтому, если вы полетели на пол, потому что одной рукой листали соцсети, а второй поправляли наушник вместо того, чтобы держаться за поручень — перевозчик вам ничего не должен.
Если вы выпали из автобуса и получили травму, то необходимо сразу сообщить об этом водителю. Это расценивается, как ДТП. В таком случае водитель обязан вызвать ГИБДД и скорую. А если он уедет, то это может считаться оставлением места аварии.
Суммы компенсаций стандартные — до 2 млн рублей в случае гибели пассажира и почти столько же при получении инвалидности.
Кондуктор — грубиян
В общественном транспорте трудно сохранять спокойствие. Но, порой, грубость бывает вопиющей. В таком случае можно немедленно звонить перевозчику.
— Информацию о недобросовестной работе водителей или кондукторов необходимо направлять в первую очередь перевозчику, обслуживающему маршрут, — объяснили в Гортрансе. — Он непосредственный работодатель и должен контролировать качество работы. Контактные данные должны быть размещены в салонах. Если перевозчик откажется принимать меры, то пассажир может направить информацию в департамент дорог и транспорта администрации города Перми или Роспотребнадзор. Необходимо сообщить как можно более полную информацию о нарушителе: дату, время, название остановки, номер маршрута, направление движения, государственный регистрационный номер транспортного средства.
Список перевозчиков с телефонами можно найти на сайте Гортанса.
Транспорт опоздал
Обидно прибежать на остановку в 6 утра и еще полчаса ждать первый автобус, хотя по расписанию он должен приехать в 6:05. Или ждать его около полуночи, но так и не дождаться. В Перми движение трамваев начинается в 5 утра, автобусов около 6, а заканчивается после полуночи. В Гортансе существует специальный отдел, который занимается расписанием общественного транспорта. Шутка ли каждый день упорядочивать несколько сотен автобусов, трамваев и троллейбусов. Сдвиг в одном сегменте влечет за собой изменение всей схемы. А надо понимать, что есть специальное расписание для пятницы, выходных и праздничных дней.
Еще один специальный отдел следит за исполнением расписания, а третий считает субсидию и может оштрафовать перевозчиков. Сейчас на каждую машину поставлен маячок «Глонасс», с помощью которого информация о движении моментально попадает в диспетчерскую. Здесь специалисты ежедневно составляют отчеты — выполнен рейс или нет, с опозданием или вовремя. А в конце месяца передают это все в контрольный отдел. Тут особенно пристрастно следят за соблюдением первых и последних рейсов — за срыв наказывают штрафом.
— Весь общественный транспорт в городе Перми оснащен системой навигационного контроля, — объясняют в Гортрансе. — На основе этой информации ежемесячно по каждому маршруту составляются отчеты о количестве выполненных рейсов и количестве рейсов, выполненных в соответствии с расписанием. Эти показатели учитываются при выплате субсидий. Это значит, что перевозчики мотивированы на достижение высоких показателей. Однако причинами сбоев могут быть дорожно-транспортные происшествия или поломки. Просим сообщать точную информацию о нарушениях расписания движения: дату, время, название остановки, номер маршрута, направление движения. Это необходимо для того, чтобы оперативно выяснить причину несоблюдения расписания и принять меры.
Сообщения можно направлять на электронный адрес Гортранса: gptprm@yandex.ru.
Зима близко
Каждую осень в электротранспорте включаются тэновые обогреватели, электрокалориферы, воздушные «шторы». По нормативу зимой в трамваях и троллейбусах должно быть на 20 градусов теплее, чем на улице. Но стоит понимать, что трамвай — не «Матиз», за пять минут не прогреется. Поэтому утром там может быть холоднее, чем днем или вечером.
Для автобусов же действуют немного другие нормы — при уличной температуре -15…-25 градусов в салоне должно быть не ниже +10 градусов. При сильных морозах не ниже +5ºC.
Температура в салоне — это часть услуги, за которую платит пассажир, поэтому и обращаться в таком случае можно напрямую к перевозчику или в Роспотребнадзор. Автобусы с неисправными печками на линию выпускаться не должны.
Есть проездной, но заставляют платить
С января в Перми работает система электронного социального проездного. Это карточки с чипами, которые прикладываются к специальному считывающему устройству у кондуктора — валидатору. Однако не во всех автобусах есть эти валидаторы. Что же делать, если возникла проблема с проездным?
— В случае неисправности или отсутствия валидатора, кондуктор не вправе требовать оплаты проезда от граждан, предъявивших проездной, — пояснили в Гортрансе.
При этом надо предъявить не только сам проездной, но и документ о льготе, то есть пенсионное, студенческое и ученическое удостоверения. Без этого карточка проездного не действительна.
Если вы считаете, что кондуктор был не прав и потребовал с вас лишние деньги, то необходимо обратиться сначала к перевозчику, а потом в департамент дорог и транспорта — электронный проездной их задумка, они и контролируют ее воплощение.
Высаживать или не высаживать?
А если денег нет, проездного нет, тебе 10 лет и на улице пурга? Не раз в Перми разгорались скандалы из-за того, что кондукторы высаживали школьников, у которых не было денег. Причем делали это посреди леса вечером и в мороз.
— Тех, кто пытается проехать зайцем, кондукторы уже в лицо знают, — рассказывает глава пермского союза перевозчиков Михаил Ухватов. — С кондукторами проводятся инструктажи, что в подобных ситуациях, конечно же, недопустимо высаживать ребенка из автобуса.
Если с вашим ребенком произошел такой случай, то жаловаться надо напрямую перевозчику.
Полезные контакты:
Горячая линия Гортранса: 250–25–50.