Северный железнодорожный обход власти планируют построить к 2025 году в рамках переноса железнодорожного сообщения с левого берега Камы на правый. Судя по проекту «Уралжелдорпроекта», который есть в редакции 59.ru, новая железная дорога пройдет рядом с деревнями правого берега Камы Тупицей, Глушатой и Заозерье. Мы выезжали в эти деревни и общались с их жителями. На левом берегу ветка может пройти прямо по участкам садового некоммерческого товарищества «Калина красная», на которых стоят капитальные дома и постоянно проживают люди. В нашу редакцию обратился председатель СНТ Рустем Ахметзянов. Он беспокоится, что новая ветка железной дороги пройдёт по участкам товарищества. Судя по проекту, так и есть — две линии проектируемой ветки рассекают СНТ на две части по диагонали.
На встрече жителей деревень Тупицы, Глушаты и Заозерье с министром транспорта Николаем Ухановым стало известно, что власти сейчас рассматривают вариант, по которому ж.-д. ветка должна пройти между лесом и деревней Тупицей. На проекте «Уралжелдорпроекта» этот вариант обозначен синей линией. Но это местных жителей тоже не устраивает. Как не устраивает и собственников участков СНТ «Калина красная». Многие бросают недостроенные дома, узнав о стройке железнодорожного обхода.
Корреспонденты 59.ru выехали в СНТ, чтобы пообщаться с жителями и разобраться в ситуации. «Калина красная» соседствует с посёлком Пальники и, судя по кадастровой карте, входит в границы посёлка Пятый километр. Общая площадь СНТ — около девяти гектаров. Здесь 85 участков, на девяти из которых постоянно живут люди. Абсолютное большинство собственников участков — бывшие или действующие работники железной дороги. Один из постоянно проживающих в «Калине» — пригласивший нас Рустем Ахметзянов.
Рустем работал главным механиком Левшинской дистанции путей. Десять лет назад вышел на пенсию и около пяти лет председательствует в товариществе.
— Мы узнали, что по нам пройдёт железная дорога, из СМИ, когда стало известно о Северном железнодорожном обходе, — рассказывает 59.ru Ахметзянов. — Сначала мы не думали, что по нам пойдет ветка, потому что почти на всех участках стоят дома. Мы же здесь не год, а больше двадцати. У меня участок тут с 1991 года. Здесь, в СНТ, 70 процентов железнодорожников. В основном ветераны, пенсионеры живут или имеют участок. Мы всю жизнь работали на железную дорогу, а теперь она нас сносит.
— Если ветка всё же пойдёт здесь и вам выплатят компенсацию, согласитесь на такой вариант?
— Я здесь прожил десять лет, и мне жалко будет мой труд. Своими руками же всё тут делал, столько денег ушло. И сейчас это всё пропадёт?
Вместе с Ахметзяновым и другими собственниками проходим в центр товарищества. В основном на участках стоят одноэтажные деревянные дома.
— Хозяин этого участка начал пристрой делать, но после того, как прошла информация о строительстве ж.-д. ветки, остановился, — говорит местный житель. — Он больше не расширяет этот дом.
Попадаются двухэтажные и трёхэтажные дома.
— Вот тот дом трёхуровневый. Видите? Стропила, доски... Уже почти всё сделано. Хозяин тоже прекратил строительство.
Рядом с СНТ находится урочище Королёво, здесь строят дома побольше. Участки здесь находятся в зоне земель сельскохозяйственного назначения. Через один из них — с добротным двухэтажным домом — по проекту проходит синяя ветка. Мы встретились с его хозяином Олегом Поздняковым, постоянно живущим в этом доме с семьей. Он рассказывает: его участок должны были присоединить к посёлку Пятый километр, но чиновники отказались от этой идеи.
— Мы с женой мечтали чуть ли не со дня знакомства о частном доме, — говорит Поздняков. — Четыре года назад в одном из банков мы взяли ипотеку под строительство дома на участке. И эта земля сейчас находится в залоге у банка. Мы закончили стройку в этом году и переехали сюда на постоянное место жительства. Некоторые ещё достраиваются, но сейчас тут постоянно живут три семьи.
— В какой категории земель сейчас ваш участок?
— Наши участки находятся в зоне земель сельскохозяйственного назначения. Их хотели присоединить к землям населенного пункта, то есть деревне Пятый километр — мы писали об этом в администрацию Добрянского района в конце 2017-го. В феврале 2018 года нам ответили, что наше письмо рассмотрено и передано для внесения в генплан в фирму ООО «Архивариус». С тех пор ответов не было. В сентябре я позвонил составителю этого письма Ирине Зудиной с вопросом: «На какой стадии наши документы?», на что она ответила: «Ваша заявка отклонена из-за строительства Северного железнодорожного обхода». Я спросил: «А почему не извещаете народ?» Зудина ответила: «Я вам готовлю письмо об отказе». Письма нет до сих пор.
— Вас устроит вариант, если всё-таки ветка пойдёт здесь и вам дадут компенсацию?
— Я хочу оставить всё как есть, потому что этот дом — наша мечта. Мы этим жили. У брата идентичная ситуация. У него аналогичный участок. Даже проект домов одинаковый. Надо настаивать на переносе ветки, есть другой вариант проекта, где она не проходит по нам.
Судя по кадастровой карте, участок Олега зарегистрирован и находится в 30–40 метрах от границы населённого пункта.
Дозвониться до чиновницы, с которой общался Поздняков, не удалось. В администрации Добрянского района сказали, что Зудина находится в отпуске.
Жители СНТ отправили обращение к губернатору Пермского края, министру транспорта Прикамья и к полпреду президента в ПФО. В обращении собственники участков товарищества просят власти выбрать схему строительства Северного железнодорожного обхода, минимально затрагивающую населённые пункты и садоводческие товарищества.
— В связи с тем, что по территории нашего садоводческого товарищества планируется прокладка Северного железнодорожного обхода, практически уничтожается вся инфраструктура жизнедеятельности и прекращается существование садоводческого товарищества «Калина красная», — сообщается в обращении. — Многие из собственников садоводческого товарищества являются пенсионерами, ветеранами железнодорожного транспорта.
По поводу прохождения Северного железнодорожного обхода в Министерстве транспорта ответили, что с вариантом власти ещё не определились.
— Каких-либо утвержденных вариантов по маршруту железнодорожной ветки пока нет. Важно отметить, что подготовку и утверждение документации по планировке территории, включающей вариант прохождения ж.-д. трассы, осуществляет ОАО «РЖД». Далее ОАО «РЖД» направит указанную документацию в муниципальные образования, по территории которых пройдет трасса Северного обхода. Решение о резервировании и изъятии земель, необходимых для строительства, будет приниматься на федеральном уровне. Так как проект федеральный, вопрос о компенсации физическим и юридическим лицам, чьи интересы будут затронуты, будет решаться за счет (в первую очередь) РЖД, а уже потом федерального бюджета, — ранее комментировали нам в Минстрое. По словам пресс-службы, комментарий актуален и сейчас.
Ранее мы делали большой разбор по переносу железной дороги в левого берега Камы на правый. За семь лет власти планируют закрыть движение и демонтировать железную дорогу между вокзалом Пермь II и станцией Мотовилиха, построить два крупных транспортно-пересадочных узла, запустить новый кольцевой трамвай по набережной Камы, перевести пассажирские и грузовые поезда через правый берег Камы. Финальной точкой должен стать Северный железнодорожный обход Перми, который пройдёт через новый мост.