Аэропорт в Березниках перейдет в краевую собственность — об этом стало известно в конце января. Депутаты Заксобрания утвердили его покупку за 78 миллионов рублей. Мы попытались разобраться, зачем это понадобилось и есть ли у аэропорта перспективы для развития.
История аэродрома
Собственным аэропортом север Прикамья обзавелся в 1983 году. Хотя в названии четко звучат Березники, но по факту аэропорт находится между этим городом и Соликамском. Сегодня автобусы до Березников отправляются с пермского автовокзала каждые полчаса — час, и нам сложно представить, что когда-то такого раздолья не было и в помине. А между тем полеты на кукурузнике от Березников до Бахаревки были весьма популярным маршрутом. Быстро — около часа, да к тому же не особо дорого: старожилы вспоминают, что билеты были по карману даже студентам и аспирантам. По воздуху из Березников можно было добраться и до Чердыни, Ныроба и Красновишерска.
В 1992 году аэропорт передали муниципалитету Березников. До начала 2000-х его активно использовали: отсюда летали не только в города Прикамья, но и в Москву, Санкт-Петербург и Самару. Популярным было южное направление — до Анапы. Но в 2001 году у аэропорта отозвали сертификат эксплуатанта — документ, разрешающий авиаперевозки. Все рейсы закрыли.
Весной 2008 года владельцем березниковского аэропорта стал Александр Флегинский. За все имущество он заплатил 61,7 миллиона рублей. Бизнесмен был полон планов на реконструкцию аэропорта, мечтал восстановить его статус и возобновить авиасообщение с другими городами, причем и пассажирское, и грузовое. В 2011 году громко обсуждали возвращение рейса до Москвы — о его необходимости говорило руководство «Уралкалия» и «Сильвинита». Но разрешение на полеты получить так и не удалось, хотя тему лоббировал губернатор края Виктор Басаргин.
За забором с собаками
ТТХ аэропорта в Березниках таковы: длина взлетно-посадочной полосы — 1,5 километра, имеются перрон и стоянки самолетов общей площадью 21 500 кв. метров, а также три вертолетные площадки. Уложено асфальтовое покрытие.
— Аэропорт пригоден для приема всех типов вертолетов, а также нескольких типов самолетов: Як-52, Cessna, Л-410, Ан-24 и аналогичных воздушных судов, — рассказали 59.RU в краевом Министерстве транспорта. — Но только в простых метеоусловиях при хорошей видимости, поскольку здесь отсутствует аэродромное навигационное и светотехническое оборудование.
Сейчас в здании аэровокзала используются лишь некоторые помещения — для технических нужд. Территория обнесена забором, ее охраняют собаки.
Планы на будущее
Что касается дальнейшего использования аэропорта после покупки, власти поясняют: переход в краевую собственность не означает моментальное возвращение междугородних пассажирских и грузовых рейсов.
— Мы рассматриваем этот объект инфраструктуры для развития малой авиации, в том числе как вертолетную площадку, понимая, что Березниковско-Соликамский узел находится достаточно далеко от краевого центра, — рассказал депутат ЗС Виктор Плюснин. — В северной части Пермского края много работ, связанных с лесоохраной, пожарной охраной, санитарной авиацией, которые требуют развития определенной авиационной инфраструктуры. Это задача, которую нужно будет решать. При этом мы понимаем, что аэропорт — это не просто взлетная полоса, а в том числе обслуживание и дозаправка вертолетов и самолетов.
Аэродром можно использовать не только для приема спецавиации. На легкомоторных самолетах и вертолетах также перевозят туристов. Если для них разрешат посадку и взлет, это поможет развитию туризма на севере региона, считают эксперты.
— Большой плюс — искусственное покрытие на аэродроме, — прокомментировал 59.RU летчик-инструктор Алексей Попов. — В Прикамье такое есть еще только в Большом Савино, где дорого приземляться. Соликамск и Усолье — это красивые места, куда можно привозить туристов и дня два-три летать с ними по этим краям. Можно летать из Березников и до Маньпупунера в Республике Коми, других достопримечательностей Северного Урала. Кроме того, раньше в Березниках была планерная школа — кружок юных летчиков. Сейчас ее хотят возрождать. Дети вполне могли бы заниматься на этом аэродроме.
Взлетно-посадочная полоса в Березниках позволяет принимать самолеты типа ATR 72-500, которые могут перевозить до 74 пассажиров. Поэтому в будущем краевые власти все-таки предполагают возможность возобновления коммерческих рейсов. Но для этого потребуется реконструкция аэропорта.
— Учитывая характеристики аэропорта, организация регулярного авиасообщения в принципе возможна, но будут необходимы дооснащение и ремонт объектов, — прокомментировали 59.RU в краевом Министерстве транспорта. — Запрашивали позицию руководителей предприятий Березниковско-Соликамского узла о возможности регулярного авиасообщения — ответ положительный. Сумма и сроки реконструкции будут уточняться при принятии соответствующего решения.
Примерную стоимость затрат на реконструкцию березниковского аэропорта можно представить, если вспомнить обсуждения двухлетней давности по этому же поводу. Тогда говорили, что здесь необходимо удлинить взлетно-посадочную полосу и возвести новое здание аэровокзала. По данным Business Class, затраты на все это, а также на организацию воздушного движения в конце 2016 года оценивали в 1,12 миллиарда рублей.
Ранее мы рассказывали, что власти Перми определились с подрядчиком для проектирования бассейна на Вышке-2, а также с тем, как будут строить магистраль от Садового до Вышки-2 через микрорайон Висим.