В Перми с 1 июля полностью прекратилось движение троллейбусов. Решение было принято властями из-за низкого спроса на данный вида транспорта у горожан и дорогого обслуживания. При этом многие пермяки оказались резко против подобного нововведения. Объясняя это тем, что троллейбус был экологически чистым и удобным видом общественного транспорта.
А еще с «рогатыми» у горожан наверняка связано много приятных воспоминаний. Как-никак в Перми самый неторопливый и романтичный вид транспорта обосновался практически на 60 лет. Сегодня ночью в депо отправился последний троллейбус маршрута № 5. На нем прокатилось порядка 100 человек.
Ну, а сегодня, как это ни печально, первый день без троллейбусов. По этому случаю мы подготовили подборку фотографий машин, служивших верой и правдой горожанам более 20 лет.
Двадцать два года назад в город поступило пять троллейбусов иностранных марок марок Daf, Kiepe и Den Oudsten. Власти Перми выкупили их из городка Арнем на востоке Нидерландов. Что интересно, все машины —1974 года постройки.
Кстати, арнемские «ласточки» проработали в столице Урала недолго. К 1999 году их уже списали.
В 1997 году пермский автопарк пополнился австрийскими троллейбусами марки Gräf & Stift. Яркие машины поставили из Зальцбурга. Назвать их новенькими язык не поворачивался, все они — 1983 года постройки, но надёжное качество фирмы-производителя с вековой историей тогда, видимо, сыграло свою роль, и 15 «рогатых» вышли на рейсы. Незадолго после прибытия троллейбусов в Пермь, в 2001 году, фирма развалилась. Зато осталась компания MAN, чьим дочерним предприятием являлась Gräf & Stift. Автобусы MAN и сейчас активно курсируют по Перми.
Перейдем к отечественным красавчикам. Тот, что на фото, приехал в Пермь в начале 2000-х годов после капремонта в Иваново. Судя по заводской табличке, его изготовили в 1988 году. Однако где он катался до 2003 года — неизвестно.
Желтый троллейбус фирмы Nordtroll — тоже российского производства. Для Перми середины нулевых — настоящая гордость. И не только потому, что был куплен в одном-единственном экземпляре. Nordtroll — высокопольный гибрид, кузов которого польской сборки, а начинка — силовое и тяговое электрооборудование — российской. Поговаривают, что, в отличии от других «рогатых», он не тарахтел.
А это волгоградский ВЗТМ-5284. Он и еще трое таких же катали пермяков с 2002 по 2011 годы. Затем их списали. А вы помните времена, когда троллейбусы буквально кричали рекламой?
Бело-синие машины ЗиУ приехали к нам из города Энгельса Саратовской области. На фото — троллейбус из последней партии, которую закупил город. Им присвоили номера 135, 136 и 13. ЗиУ («Завод имени Урицкого») позднее переименовали в «Тролзу» (сокращенно от «Троллейбусный завод»). Троллейбусы и электробусы с динамической подзарядкой «Тролза» успешно работали в 86 городах страны, но недавно стало известно, что завод закрыли и запустили процедуру банкротства.
Брат-близнец ЗиУ — БТЗ-5276. Производства башкирского троллейбусного завода. У того, что на фото, точная модификация неизвестна. Знаем лишь, что в Пермь таких приехало немало.
«Десятка» ЗиУ поворачивает с улицы Парковой на Большевистскую. На момент съемки этот троллейбус был молодым — 11 лет с даты производства. После списания его отправили в Таганрог, но и там в 2010-м его ждала та же участь. Где он сейчас — неизвестно.
Завершит ностальгии пост троллейбус № 170 — типичный ЗиУ-9. Попал в объектив фотографа у Перми-2 в июне 1995 года. А произвели его 1983 году. Всего по стране таких ездило более 42 000.
Ранее мы делали фоторепортаж, как в Перми провожали последний троллейбус. Попрощаться с «рогатым» пришли водители, кондукторы и пассажиры.