В Пермском крае таксистов, работающих в экономклассе, могут обязать полностью перекрасить свои автомобили в желтый цвет. Перевозящим пассажиров по тарифам бизнес-классов также могут навязать обязательный «дресс-код» автопарка — им предложат выбрать между черным, белым и серебристым цветами. Соответствующий законопроект разработало краевое Министерство транспорта.
В начале апреля Минтранс провел круглый стол с представителями ГИБДД, ФНС, Российского союза страховщиков, таксопарков и агрегаторов. По мнению чиновников, цель возможных нововведений — обеспечение безопасности пассажиров. По задумке властей, для пользователей такси это будет означать, что у перевозчика есть лицензия, автомобиль прошел техосмотр, а водитель — проверку у врача.
Однако намерение перекрасить автомобили такси в желтый цвет разделяют не все. Например, общественный совет по развитию такси выступил против и раскритиковал позицию Минтранса — свое заявление он выслал в адрес редакции 59.RU. Также общественный совет отметил, что в совещании не смогли принять участие представители таксопарков, выступающих против инициативы Министерства транспорта.
— Александр Клебанов, замминистра транспорта Прикамья, в течение мероприятия позицию ведомства не раскрыл, почему водитель такси на машине черного цвета с разрешением, еще вчера считавшийся безопасным и легальным, с момента вступления желтого цвета окажется вне закона, — говорится в заявлении общественного совета. — Доводы представителя общественного совета по развитию такси Александра Мельникова о том, что данная мера окажет негативное влияние на легализацию таксомоторного бизнеса региона, были прерваны представителем министерства, и конструктивного диалога с ведомством не получилось.
По подсчетам чиновников, затраты на переоформление автопарка могут составить порядка 15 тысяч рублей на один автомобиль. Краевые власти считают это незначительной суммой, однако перевозчики сомневаются в качестве оклейки автомобиля за эту сумму.
— То, что там господин Бекмансуров (директор таксопарка «Первый комфорт Пермь» в интервью РБК-Пермь. — Прим. ред.) рассказывает по поводу обклейки за 7 тысяч рублей, — это всё ерунда. Если заклеиваться хорошей пленкой, а не всякой ерундой, то [это будет стоить] порядка 100 тысяч, — заявил 59.RU директор таксомоторной компании «Фратрия» Александр Рябов. — Заклеить, я соглашусь, можно и за 7 тысяч рублей, но эта пленка будет при первой же мойке отлетать.
В разговоре с 59.RU собеседник уточнил, что его компания в целом поддерживает инициативу и готова потратить на переоформление своих почти 150 автомобилей порядка 1 500 000 рублей. Однако Александр Рябов усомнился в целеполагании заявленной инициативы Минтранса.
— Как говорит господин Клебанов, он хочет сделать это, чтобы проще было вычленить автомобили из общего потока. Но цель этого, я считаю, будет лишь одна: чтобы было проще увидеть лицензированную машину, остановить ее в рейд и выписать как можно больше штрафов. Если машина не лицензированная, то штрафы там минимальные — от 500 до 5000 рублей, а если лицензированная, то от 30 000 рублей.
Директор таксопарка «Фратрия» в разговоре с 59.RU обозначил, что для справедливой работы системы необходимо отключить от получения заказов через агрегаторы нелицензированные автомобили такси. В противном случае лицензированные такси могут стать мишенью для надзорных ведомств, а нелегалы останутся незамеченными.
— Инициатива хорошая, но ее надо дорабатывать. Перед тем как это сделать, Минтранс должен отключить все нелицензированные машины от заказов — тогда да, заклеивайте и наводите порядки дальше, — заявил господин Рябов. — Если с таким бардаком, который имеется сейчас, примут желтый цвет дверей, то это приведет к тому, что легальные перевозчики просто уйдут в подполье, т. е. Минтранс данным законопроектом поддержит теневой рынок.
В пресс-службе таксомоторного агрегатора «Ситимобил» сообщили 59.RU, что возможная дополнительная нагрузка для бизнеса может стать серьезным препятствием в развитии отрасли в период постковидного развития экономики. При этом издержки напрямую отразятся на стоимости поездок для пассажиров.
— Взаимосвязь безопасности и цвета автомобиля не подтверждена никакими исследованиями. Важно оценить запрос на введение единой цветовой гаммы со стороны пассажиров, а также эффект от введения единого цвета на повышение безопасности и качества поездок, — заявили 59.RU в компании «Ситимобил». — Имплементация нового требования к единому цвету такси на территории края несет существенные риски для развития сферы такси и легализации серых перевозчиков. При введении единого цвета такси в разы сокращается число легальных перевозчиков.
В пресс-службе сервиса «Ситимобил» также отметили 59.RU, что на федеральном уровне уже действует законодательство, регламентирующее опознавательные знаки для автомобилей такси. Статья 9 ФЗ-69 предписывает обозначать автомобили оранжевым фонарем на крыше и «шашечками» на кузове.
— Данный акт напрямую отразится на цене перевозок, т. к. перевозчику придется поднимать свои комиссии в целях возмещения затрат на оклейку своего парка транспортных средств, — подчеркнули в «Ситимобиле». — При введении единого цвета такси в разы сокращается число легальных перевозчиков.
Более лояльно к возможному введению региональных требований к оформлению автомобилей такси относится агрегатор DiDI, который готовится к запуску в Перми в ближайшее время.
— Мы поддерживаем любые инициативы, направленные на упорядочение рынка услуг такси, в том числе в отношении удобства идентификации автомобилей такси пассажирами и водителями, — заявила 59.RU PR-директор DiDI в России Ирина Гущина. — Будем стремиться стимулировать соблюдение нашими партнерами нововведений относительно оформления автомобилей, а также готовы и в дальнейшем участвовать в обсуждении любых инициатив Министерства транспорта Пермского края.
В пресс-службе «Яндекс.Такси» от комментариев по этой теме отказались.
В качестве поощрения Минтранс намерен предоставить преференции в виде бесплатного допуска желтых такси на первую полосу стоянки аэропорта и Перми II. Однако, по мнению общественного совета, таксопаркам это не интересно. Законопроект, инициатором которого выступает Министерство транспорта, как сообщили в пресс-службе ведомства, будет рассматриваться на заседании Законодательного собрания Пермского края уже в мае этого года.
При этом краевая администрация поручила МКУ «Институт территориального планирования» разработать концепцию того, как могут обязать оформить автомобили такси, которые работают в Перми. На момент публикации редакция 59.RU не получила ответа из городской пресс-службы о наработках ИТП.
В Пермском крае с 2013 года уже действует требование оформить двери такси в желтый цвет. Тогда же таксомоторов обязали использовать обязательные элементы оформления: «шашечки» и световой короб, однако со временем эти требования убрали, оставив только требование желтых дверей. В 2012 году Законодательное собрание Пермского края намеревалось ограничить выбор цветов машин такси между белым, желтым и черным, однако эту инициативу отменили с подачи Министерства развития предпринимательства и торговли Прикамья.
Поддерживаете ли вы инициативу обязательного оформления автомобилей такси в желтый цвет?