В редакцию 59.RU обратились владельцы электросамокатов с проблемой: их начали штрафовать за передвижение без прав. Недоумение при этом вызывает сам факт: в Общественной палате РФ еще только предлагают приравнять самокаты к мопедам или прописать их как отдельное транспортное средство в ПДД, но их владельцев уже начали штрафовать.
— Я ехал рядом с Балатовском парком на электросамокате. Не нарушал скоростной режим, спешивался, где надо, — рассказал 59.RU Алексей, один из обратившихся. — Но полицейские остановили меня и предъявили штраф, забрали самокат на штраф-стоянку. Объяснили, что на таком самокате я должен ездить только по проезжей части и быть в шлеме. Но, насколько мне известно, правило, по которому самокаты приравнены к мопедам, пока не внесли в ПДД.
Обратившийся отметил некорректное обращение к нему со стороны сотрудников ГИБДД.
— Инспектор грубил, не хотел выслушивать мои доказательства, — говорит Алексей. — Мощность моей модели Kuggo «мотор-колесо» не 250 ватт, а 249 ватт, она даже на колесе выбита. Этот тип не относится к тем, что были названы инспектором. Всё это я пытался ему объяснить и готов был съездить за техническим паспортом. Но представители ГИБДД отказались меня слушать, открыли сайт Kuggo в интернете, нашли другую модель и указали: «У тебя такая же». Сделали выводы по визуальным характеристикам. На попытку объясниться мне сказали: «Будешь спорить — мы тебе еще и за отсутствие шлема штраф выпишем». В итоге выписали штраф и за это, а самокат увезли на эвакуаторе на штраф-стоянку.
Мы обратились в ГИБДД, но в инспекции не стали комментировать поведение коллег. Однако объяснили, на какой существующий пункт ПДД ссылаются инспекторы, выписывая штраф владельцам самокатов.
— Правилами дорожного движения определено: к мопеду приравнивается двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, — ответили в ГИБДД 59.RU. — Водитель, в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обязан иметь водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории М. За нарушение предусмотрен штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей.
Но в самих правилах дорожного движения эта формулировка выглядит немного иначе. Цитируем.
«Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики», — написано в общих положениях постановления правительства РФ «О Правилах дорожного движения».
То есть, если про квадрициклы в правилах отдельно сказано, что они приравнены к мопедам, то про самокаты — нет. С вопросом о том, насколько инспекторы уполномочены выписывать штрафы по вышеуказанному пункту, мы обратились к юристу.
— Действительно, положения постановления правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 года «О Правилах дорожного движения» предусматривают, что к мопедам относится двух- или трехколесное механическое транспортное средство с вышеуказанными характеристиками, — ответил адвокат бюро «Ахметов, Хозяйкин и Партнеры» Иван Хозяйкин. — Формально самокат может быть признан транспортным средством, на которое необходимо право управления. Между тем остается открытым вопрос о том, как сотрудники полиции будут определять, является тот или иной самокат транспортным средством с мощностью электродвигателя 0,25 кВт и менее 4 кВт. Формальное составление протокола об административном правонарушении в данном случае недопустимо, поскольку необходимо достоверно устанавливать все обстоятельства по делу. Установление мощности двигателя возможно путем истребования у собственника документов на электросамокат либо проведением экспертизы мощности двигателя.
В ближайшее время рейды ГИБДД по самокатчикам продолжат не только в Перми, но и городах Прикамья. В автоинспекции водителям мощных самокатов рекомендуют оформить права, брать с собой технические паспорта, а при передвижении по проезжей части быть одетыми в яркую одежду со светоотражателями.
Не так давно в Перми появился сервис аренды электросамокатов Urent, в то время как в Петербурге подобные сервисы останавливают свою работу, в их офисах проходят проверки. Это связано с увеличением дорожных происшествий с участиями самокатов. Совет по правам человека предложил внести поправки для самокатов и приготовил целый список. Документ находится на рассмотрении руководства МВД России.