27 ноября суббота
СЕЙЧАС -3°С

С 1 сентября на части общественного транспорта Перми не будет кондукторов. Как платить?

Подробно рассказываем о вариантах и нюансах

Поделиться

Без кондуктора можно оплатить проезд с помощью валидатора

Без кондуктора можно оплатить проезд с помощью валидатора

Поделиться

В начале 2021 года в Перми проводили эксперимент по внедрению бескондукторной оплаты проезда на трех городских маршрутах. После его завершения власти опубликовали итоги и признали этот опыт успешным. Тогда для распространения бескондукторной системы на весь городской транспорт назвали ряд условий.

Однако из-за нехватки кондукторов и увеличения количества рейсов часть маршрутов перевели на бескондукторную оплату проезда уже с 1 сентября. Самостоятельно оплачивать проезд будут пассажиры автобусных маршрутов № 4, 59 и 80, а также трамвайного маршрута № 8.

Как и во время тестового периода, вход в автобусы и трамваи обеспечен во все двери — появление турникетов в городском транспорте никто не планирует.

Самый простой вариант оплаты без кондуктора — транспортной или банковской картой. Пассажирам для этого необходимо приложить карту или устройство с NFC к считывателю, после чего на экране валидатора должно появиться сообщение о списании средств за проезд. Стационарные валидаторы расположены около каждой двери, а также в накопительных площадках.

Вариант подороже и подольше — оплата наличными деньгами. С купюрами и монетами пассажирам необходимо обратиться к водителю для получения билета и, при необходимости, сдачи. Важно помнить, что обилечивать пассажиров водителям можно только на остановках, для этого в случае наличной оплаты пассажирам рекомендуют входить в общественный транспорт через переднюю дверь.

Что делать для бесплатной пересадки?


Поскольку бесплатные пересадки еще не автоматизированы (хотя это по-прежнему в планах властей), для бесплатной пересадки пассажирам необходим первоначальный билет, а во втором транспорте — пересадочный талон. Для их получения также необходимо обратиться к водителю, у которого пассажиры могут оплатить проезд и картой.

Пассажирам с безлимитными транспортными картами и вовсе не нужны пересадочные талоны

Пассажирам с безлимитными транспортными картами и вовсе не нужны пересадочные талоны

Поделиться

Когда необходимо оплатить проезд?


Согласно правилам пассажирских перевозок, оплачивать проезд в городском транспорте необходимо при входе в салон. Если автобус или трамвай доедет до следующей остановки, а пассажир к этому моменту не оплатит проезд, то это по закону уже считается безбилетным проездом.

Что делать, если оплата через валидатор не прошла?


Возможно, неисправен конкретный валидатор — попробуйте повторить попытку оплатить проезд через другое устройство. В случае, если и этот вариант не поможет — обратитесь для оплаты проезда к водителю. Если же валидатор выдал ошибку из-за нахождения карты в «стоп-листе», то необходимо оплатить эту поездку другим способом.

И еще раз про «стоп-листы»


В стоп-листы попадают банковские карты в случае, если ранее по какой-то причине не прошла оплата за совершенную прежде поездку. Для этого может быть несколько причин, при этом нехватка средств на счете — не обязательное условие. Среди распространенных вариантов — односторонний отказ банка, услугами которого пользуются пассажиры: иногда списание суммы в 24 рубля считается подозрительным и транзакция отклоняется. Всё проще с транспортными картами: они блокируются только при фактической нехватке средств на счете.

Для бесплатной пересадки пока что по-прежнему нужен и билет, и пересадочный талон

Для бесплатной пересадки пока что по-прежнему нужен и билет, и пересадочный талон

Поделиться

Что делать для вывода карты из «стоп-листа»?


Погасить задолженность за ранее совершенную поездку. Если это по какой-то причине не произошло автоматически, то необходимо зайти на сайт МКУ «ГорТранс», где доступен раздел «Электронный билет». Указав номер банковской карты, с которой производилась оплата, можно найти историю всех списаний — там указано когда и за что были списаны денежные средства. При наличии задолженности за одну из поездок будет заметная кнопка «Погасить задолженность».

Сложнее ситуация обстоит для тех, кто оплачивает проезд не самой банковской картой, а через мобильные устройства (приложения Google.Pay, Apple.Pay и т. п.). Дело в том, что при привязке банковской карты к устройству эти приложения создают новый уникальный код карты, который не совпадает с нанесенным на пластике — это делает невозможным проверить историю списаний при оплате виртуальными картами. В этом случае пассажирам следует обратиться в МКУ «ГорТранс» по электронной почте cards@gortransperm.ru — в письме необходимо указать последние 4 цифры виртуальной карты (они отображаются в приложении), а также дату и время последнего списания за проезд. После этого специалисты вручную повторят попытку списания денежных средств и выведут карту из «стоп-листа».

Что будет, если пассажир не оплатит проезд?


Контроль за оплатой проезда при отсутствии кондукторов возлагается на штат контролеров «ГорТранса». За безбилетный проезд в Прикамье установлены штрафы: 500 рублей при первом нарушении и 1000 рублей при повторном нарушении в течение года.

Как контролеры будут проверять факт оплаты проезда?


При входе в салон контролер наблюдает за тем, чтобы все желающие успели оплатить проезд. После этого он прикладывает служебную карту к одному из валидаторов — в этот момент он синхронизирует у себя данные обо всех валидациях транспортных и банковских карт со всеми стационарными валидаторами в салоне за текущий рейс. Одновременно все стационарные валидаторы блокируются для того, чтобы во время проверки зайцы не смогли в последний момент оплатить проезд.

Контролеры переносят информацию о валидации всех карт со стационарными валидаторами на свое переносное устройство, после чего просят всех пассажиров либо продемонстрировать билет или пересадочный талон, либо приложить карту, которой пассажир оплачивал проезд, к своему переносному устройству. При этом не будет происходить новая оплата — устройство лишь отобразит наличие или отсутствие валидации карты пассажира со стационарными валидаторами.

Ранее мы рассказывали, что в планах городских властей автоматизация бесплатной пересадки. Вместе с тем специалисты продолжают работу над совершенствованием технической стороны процесса. По словам начальника дептранса Анатолия Путина, в ближайшее время планируется полное обновление программного обеспечения, отвечающего за управление транспортом в городе. Завершить переход на бескондукторную систему оплаты проезда в городском транспорте Перми власти планируют в 2022 году.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК8
  • СМЕХ6
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ17
  • ПЕЧАЛЬ3

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Перми? Подпишись на нашу почтовую рассылку