В начале недели жители Кизела и ближайших к нему поселков остались без автобусного сообщения. О проблеме стало известно из социальных сетей — местные власти не оповестили пассажиров ни на остановках, ни на сайте мэрии, ни в официальной странице в соцсетях. После публикаций в СМИ на ситуацию отреагировал губернатор и в тот же день с перевозчиком заключили новый контракт.
Почему стала возможна ситуация, когда в муниципалитете все автобусные маршруты прекратили работу в одночасье, как ситуация складывается в других территориях Прикамья и что делать — об этом в авторской колонке рассказал создатель транспортного блога «первый парк».
Начнем с бэкграунда
Кизел — город на востоке Пермского края. Как и соседние Губаха и Гремячинск, Кизел находится в Кизеловском угольном бассейне (КУБ). Большую часть своей истории Кизел был шахтерским городом. В конце 80-х здесь проживали 37 тысяч человек. Однако с распадом СССР шахты стали закрывать, а в 2002 году добыча угля в КУБе прекратилась полностью. Сейчас в Кизеле живут 15 тысяч человек, в остальных шести населенных пунктах городского округа — еще две тысячи.
Сейчас Кизел — депрессивный полузаброшенный город. Шахты закрыли, за ними стали закрывать и производства. Например, швейная фабрика стала женской колонией. Работа есть либо в бюджетной сфере, либо на железной дороге. Народ уезжает.
Я не нашел нормального реестра маршрутов Кизеловского городского округа, но мы знаем, что они там есть, маршруты есть городские и пригородные. Все маршруты разыгрывались одним лотом и обслуживал их один перевозчик.
Муниципальный контракт не предполагал дотаций, выручка оставалась у перевозчика. И это не удивительно — откуда деньги на такие прихоти у вымирающего муниципалитета? Выручка, правда, тоже не приносит тех денег, которые нужны для нормальной работы транспорта.
Перевозчику стало невыгодно работать, он дождался окончания контракта и сложил лапки. Других перевозчиков в Кизеле нет, звать извне некого — крупные пермские перевозчики не полезут создавать филиал туда, где деньги не платят.
Администрация Кизела оказалась в безвыходной ситуации. Способов уговорить перевозчика продлить контракт не нашлось, и 9 января городские маршруты Кизела и пригородные маршруты до соседних поселков вдруг перестали работать.
Ситуация настолько возмутительная, что с проблемой дошли до губернатора, тот дал нагоняй администрации КГО, и новый контракт с «Ю Транс Строй» внезапно заключился.
Сложившаяся ситуация абсолютно закономерна
Во-первых, один перевозчик на все маршруты — грустная реальность. В муниципальном образовании с населением 17 тысяч человек просто не хватит пассажиров, чтобы их могли делить несколько конкурирующих игроков. Во-вторых, у жителей КГО банально нет денег, чтобы платить по тарифу, который мог бы обеспечивать самоокупаемость. Поддержкой штанов перевозчика должен заниматься кто-то другой — например, государство в любой из его ипостасей. В-третьих, в Кизеле банально нет нормального профильного ведомства — в администрации КГО за общественный транспорт отвечает отдел ЖКХ, природопользования и дорожной деятельности.
Первые две проблемы одинаковы для всех маленьких муниципальных образований, но у разных муниципалитетов разные подходы и разные ресурсы. Например, в Красновишерском городском округе живет на тысячу человек больше, чем в Кизеловском, и он вдобавок огромный (в 11 раз больше Кизеловского). Ситуация с транспортом там при этом отличается в лучшую сторону (но не во всем).
В Красновишерском округе тоже всего один перевозчик, все маршруты тоже разыгрываются одним лотом, при этом местный перевозчик свернул деятельность и жителей округа возит пермское ООО «Дизель», которое вдобавок обслуживает маршруты из Красновишерска до Соликамска (№ 777) и Перми (№ 752). А главное, за каждый километр на маршруте администрация округа доплачивает порядка 30 рублей + выручка остается у перевозчика.
Секрет в том, что в Красновишерском округе очень много леса. На дороге Красновишерск — Вая вероятность встретить лесовоз в десятки раз выше, чем вероятность встретить что угодно. А еще там добывают алмазы.
В Кизеле тем временем добывается и производится целое ничего. Поэтому нет денег ни у людей, ни у муниципалитета. Поэтому одна из сложнейших отраслей городского хозяйства так легко прекращает существовать.
Секрет развития общественного транспорта плотно связан с экономикой. Нельзя создать работающую систему, имея лишь понимание необходимости соблюдения интересов жителей и женскую колонию. Поэтому Люксембург с ВВП на душу населения в 10 раз выше российского может сделать весь общественный транспорт бесплатным. А городок в уральской глубинке не может сделать даже платный общественный транспорт без эксцессов.
Согласны с автором?