Дороги и транспорт мнение «Не производится ничего, нет денег ни у людей, ни у города». Транспортный эксперт — о причинах автобусного коллапса в Кизеле

«Не производится ничего, нет денег ни у людей, ни у города». Транспортный эксперт — о причинах автобусного коллапса в Кизеле

Накануне город на севере Прикамья просто остался без транспорта

Прекращение работы всех автобусов в Кизеле дошло до губернатора, но даже после этого решение получилось лишь временное

В начале недели жители Кизела и ближайших к нему поселков остались без автобусного сообщения. О проблеме стало известно из социальных сетей — местные власти не оповестили пассажиров ни на остановках, ни на сайте мэрии, ни в официальной странице в соцсетях. После публикаций в СМИ на ситуацию отреагировал губернатор и в тот же день с перевозчиком заключили новый контракт.

Почему стала возможна ситуация, когда в муниципалитете все автобусные маршруты прекратили работу в одночасье, как ситуация складывается в других территориях Прикамья и что делать — об этом в авторской колонке рассказал создатель транспортного блога «первый парк».

Начнем с бэкграунда

Кизел — город на востоке Пермского края. Как и соседние Губаха и Гремячинск, Кизел находится в Кизеловском угольном бассейне (КУБ). Большую часть своей истории Кизел был шахтерским городом. В конце 80-х здесь проживали 37 тысяч человек. Однако с распадом СССР шахты стали закрывать, а в 2002 году добыча угля в КУБе прекратилась полностью. Сейчас в Кизеле живут 15 тысяч человек, в остальных шести населенных пунктах городского округа — еще две тысячи.

Сейчас Кизел — депрессивный полузаброшенный город. Шахты закрыли, за ними стали закрывать и производства. Например, швейная фабрика стала женской колонией. Работа есть либо в бюджетной сфере, либо на железной дороге. Народ уезжает.

Я не нашел нормального реестра маршрутов Кизеловского городского округа, но мы знаем, что они там есть, маршруты есть городские и пригородные. Все маршруты разыгрывались одним лотом и обслуживал их один перевозчик.

Муниципальный контракт не предполагал дотаций, выручка оставалась у перевозчика. И это не удивительно — откуда деньги на такие прихоти у вымирающего муниципалитета? Выручка, правда, тоже не приносит тех денег, которые нужны для нормальной работы транспорта.

Перевозчику стало невыгодно работать, он дождался окончания контракта и сложил лапки. Других перевозчиков в Кизеле нет, звать извне некого — крупные пермские перевозчики не полезут создавать филиал туда, где деньги не платят.

Администрация Кизела оказалась в безвыходной ситуации. Способов уговорить перевозчика продлить контракт не нашлось, и 9 января городские маршруты Кизела и пригородные маршруты до соседних поселков вдруг перестали работать.

Ситуация настолько возмутительная, что с проблемой дошли до губернатора, тот дал нагоняй администрации КГО, и новый контракт с «Ю Транс Строй» внезапно заключился.

Сложившаяся ситуация абсолютно закономерна

Во-первых, один перевозчик на все маршруты — грустная реальность. В муниципальном образовании с населением 17 тысяч человек просто не хватит пассажиров, чтобы их могли делить несколько конкурирующих игроков. Во-вторых, у жителей КГО банально нет денег, чтобы платить по тарифу, который мог бы обеспечивать самоокупаемость. Поддержкой штанов перевозчика должен заниматься кто-то другой — например, государство в любой из его ипостасей. В-третьих, в Кизеле банально нет нормального профильного ведомства — в администрации КГО за общественный транспорт отвечает отдел ЖКХ, природопользования и дорожной деятельности.

Первые две проблемы одинаковы для всех маленьких муниципальных образований, но у разных муниципалитетов разные подходы и разные ресурсы. Например, в Красновишерском городском округе живет на тысячу человек больше, чем в Кизеловском, и он вдобавок огромный (в 11 раз больше Кизеловского). Ситуация с транспортом там при этом отличается в лучшую сторону (но не во всем).

В Красновишерском округе тоже всего один перевозчик, все маршруты тоже разыгрываются одним лотом, при этом местный перевозчик свернул деятельность и жителей округа возит пермское ООО «Дизель», которое вдобавок обслуживает маршруты из Красновишерска до Соликамска (№ 777) и Перми (№ 752). А главное, за каждый километр на маршруте администрация округа доплачивает порядка 30 рублей + выручка остается у перевозчика.

Секрет в том, что в Красновишерском округе очень много леса. На дороге Красновишерск — Вая вероятность встретить лесовоз в десятки раз выше, чем вероятность встретить что угодно. А еще там добывают алмазы.

В Кизеле тем временем добывается и производится целое ничего. Поэтому нет денег ни у людей, ни у муниципалитета. Поэтому одна из сложнейших отраслей городского хозяйства так легко прекращает существовать.

Секрет развития общественного транспорта плотно связан с экономикой. Нельзя создать работающую систему, имея лишь понимание необходимости соблюдения интересов жителей и женскую колонию. Поэтому Люксембург с ВВП на душу населения в 10 раз выше российского может сделать весь общественный транспорт бесплатным. А городок в уральской глубинке не может сделать даже платный общественный транспорт без эксцессов.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления