В апреле начали реконструкцию трамвайной системы Перми. Первым этапом стала улица Куйбышева на участке от Революции до Белинского — с этого времени трамвайное сообщение здесь прекратили, чтобы обновить пути. В августе, когда здесь уже лежали новые рельсы, пермяки обратили внимание, что они кривые — а исправляют их ковшом экскаватора. В ответ на запрос нашего журналиста в ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Пермь», которое занимается реконструкцией, в компании предложили встретиться с их руководителем Юрием Кириакиди прямо на объекте.
Работы синхронизируют со всеми
На участке улицы Куйбышева от Революции до Белинского кроме реконструкции трамвайной линии сейчас ремонтируют проезжую часть и тротуары. Эти работы проводит другой подрядчик в рамках дорожного нацпроекта. Из-за стесненных условий работ реконструкция идет с отставанием от графика: завершить работы планировали летом, но их продолжают до сих пор.
Гендиректор ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Пермь» Юрий Кириакиди, признается, что из-за синхронного ремонта дорог и тротуаров работа усложнилась. Однако подрядчики смогли синхронизировать свои работы, чтобы продолжить ремонт обоих объектов.
— Работа строилась таким образом, чтобы всегда обеспечивать доступ людей к местам проживания и работы, — говорит Юрий Кириакиди. — Где нужно — мы отсыпали щебенку или укладывали плиты для проезда транспорта. С отделением полиции отдельно согласовывали проведение работ для бесперебойного функционирования служб.
Трактор с ковшом. Что это было?
В начале августа общественник Денис Галицкий обратил внимание на работу экскаватора с трамвайными путями. Активист снял на видео, как дорожная техника своим ковшом передвигает недавно уложенные новые, но кривые рельсы. «Кривость видна невооруженным глазом — ходил, смотрел на это безобразие. Но написать было недосуг. И вот теперь правят... В данном случае расстояние между путями. С такими высокими технологиями лучше трамвайное движение не развивать в городе!» — писал тогда Галицкий.
— Все пути укладываются по нивелиру в соответствии с проектной документацией. Нет ничего плохого, что используется экскаватор, чтобы немножко сместить путь, — прокомментировал ранее опубликованное видео Юрий Кириакиди. — Это не выравнивание и не настройка пути — это небольшое раздвигание. Дальше всё равно идет специальная машина и осуществляет окончательное выравнивание пути.
Тихие рельсы
Новые трамвайные пути на Куйбышева уложены на балласт из щебня и закреплены на бетонные шпалы необычными креплениями, которые амортизируют вибрацию и снижают уровень шума.
Для безопасности пешеходов и автотранспорта, а также для сохранности самих рельсов проектом предусмотрена организация переездов и переходов через них.
— На 80% рельсошпальная решетка будет открытой, но в местах проезда во дворы и расположения остановок закроем ее специальными железобетонными плитами, — поясняет начальник службы пути компании «Желдорсервис», которая осуществляет работы на объекте, Владимир Естафьев.
Шпалы бетонные и… пластиковые
Среди укладываемых шпал некоторые выделяются. Внешне они выглядят как деревянные, однако при близком рассмотрении становится понятно, что это не так.
— Это не дерево, это переработанный пластик. Это специальный компенсатор для температурных деформаций, которые усиливаются из-за сварки стыков, — объяснил руководитель ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Пермь». — Все температурные расширения в зависимости от времени года будут компенсироваться этой системой, которая будет регулировать зазор.
Такие компенсаторы предусмотрены через каждые 300–400 метров для равномерного распределения нагрузки между сваренными участками рельсов. Благодаря такой технологии трамваи на Куйбышева также должны меньше шуметь и ездить быстрее.
Обновят и контактную сеть
Сейчас на Куйбышева остается старая контактная сеть, но для новых проводов уже подготовили столбы.
— Это достаточно тихая процедура, ее можно проводить и во время ночных «окон», аккуратно, не мешая движению, — отмечает Юрий Кириакиди. — К моменту обновления контактной сети может уже возобновиться пассажирское движение. До конца сентября мы точно обновим ее.
Трамваям организуют приоритетный проезд
Также концессионер должен модернизировать работу городских светофоров так, чтобы приоритетный проезд был у электротранспорта.
— Мы сейчас ведем переговоры с Департаментом дорог и благоустройства администрации города Перми для использования технологий, уже применяемых в городе. Информация о датчиках, расположенных на трамвайном вагоне, будет поступать на светофорные объекты, — говорит Юрий Кириакиди.
Благоустройство территории
Реконструируемая трамвайная линия останется в своих габаритах, однако при проведении работ вырубили несколько деревьев. Руководитель пермского офиса «Мовисты» пояснил, что все согласования получили и оплатили компенсацию, а сделали это для безопасности пассажиров и пешеходов.
— Были сильно заросшие деревья, мы прошли с экологами и старые, больные деревья спилили. Оставшуюся растительность мы кронировали, чтобы ветки не касались контактной сети и проезжающих вагонов для безопасности.
Со стороны проезжей части сейчас укладывают бортовой камень — чтобы на трамвайные рельсы не могли попасть автомобили. Раньше бордюра здесь не было.
На остановках, которые расположены на обновляемом участке линии, установят павильоны нового образца. Добавят и освещение на путях.
— Хотелось бы всё красиво и синхронно ввести в эксплуатацию вместе с дорожной частью. Запуск движения будет возможен только после проверки путей вагоном-лабораторией, после прохода которой мы будем понимать, что движение безопасно и отвечает всем требованиям, тогда уже можно будет пускать пассажирские вагоны, — отметил Юрий Кириакиди.
Кроме реконструкции на улице Куйбышева ГК «Мовиста» в августе приступила к аналогичным работам на улице Мира. Вскоре компания должна будет приступить к реконструкции линии на улице Дзержинского, начало которой отложили из-за неготовности подрядчика Минтранса на шоссе Космонавтов. Актуальный план-график реконструкции трамвайной системы Перми ранее мы собрали в карточки.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.