В Перми и всём Пермском крае дефицит водителей автобусов. Весной мэрия Перми начала обсуждение этой проблемы совместно с предпринимателями, центром занятости населения и ГИБДД. По данным на апрель, у городских перевозчиков было открыто порядка 300 вакансий водителей автобусов.
Мы обратились к крупнейшим перевозчикам Перми с просьбой прояснить: что стало причиной возникшей ситуации и как ее можно решить. Приводим мнения экспертов и разбираемся, что будет дальше.
Почему возник дефицит водителей?
Ужесточение экзаменов в ГИБДД
Первой весточкой нарастающей проблемы, по мнению пермских перевозчиков, стало ужесточение сдачи экзамена на водительские права в 2021 году. По словам собеседников 59.RU, с тех пор из 10 сдающих на категорию D, которая нужна для управления автобусами, водительское удостоверение получают лишь двое.
— С тех пор меньше людей стало сдавать на водительское удостоверение. Я знаю нескольких ребят, которые просто плюнули и бросили, хотя они лет 10–20 ездят по нашим дорогам с правами категорий и B, и C, — рассказал директор ООО «Дизель» Андрей Биневский. — Также теперь довольно высокая стоимость сдачи экзамена, которая отпугивает от бесконечных пересдач.
Специальная военная операция
Руководители АТП без энтузиазма, но признают в качестве причины кадрового дефицита и проводимую СВО. Часть водителей попала под мобилизацию, другие ушли на контрактную службу из-за высокой заработной платы. «Но все они защищают родину, поэтому здесь без комментариев», — говорят собеседники 59.RU.
Кроме того, некоторые водители пермских автобусов уехали работать на аналогичную должность в «новых территориях» — Донецкой и Луганской Народных Республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях. Там завлекают водителей высокими зарплатами и работой на автобусах, которые раньше использовали в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.
Репутация профессии
— У нас с 2017 года стало забываться, насколько труд водителя ценен и сложен. Это совпало с кучей не всегда обоснованного негатива со стороны СМИ по поводу водителей и кондукторов, который бьет по репутации профессии и отрасли в целом, — обращает внимание руководитель АТП «Дизель» Андрей Биневский. — Сейчас часть водителей из-за этого говорит: «Зачем нам сейчас в городе крутиться, когда можно работать на межмуниципальных маршрутах?» и уходит с «города».
«Альтернатив предостаточно»
По информации пермских перевозчиков, уходящие из профессии водители автобусов сейчас уходят в основном на два альтернативных направления — работа дальнобойщиком или водителем спецтехники (например, самосвала).
— Через Чернушку проходит строительство кусочка новой трассы М-12. На участке от Чернушки до Бураево сейчас работает 600 самосвалов, к ним нужно 1800 водителей, — рассказал руководитель пермского филиала ООО «АвтоМиг» Игорь Сасунов. — Я был там 2 дня назад: Барда, Чернушка, Куеда и всё остальное завешаны объявлениями — требуются водители самосвалов категории C, зарплата — 120–150 тысяч рублей, это в несколько раз больше, чем на городских автобусных перевозках.
Аналогично о проблеме перетекания кадров в другие отрасли говорит предприниматель Денис Миронов, который с 2015 года работает как на городских, так и на межмуниципальных направлениях в Прикамье.
— Возникла большая потребность в водителях, которые выполняют междугородные рейсы. Раньше водители-международники ориентировались на Европу, в основном логистика грузов была Европа — Москва и Москва — Россия. Сейчас логистика стала сложной: Китай — Москва — Россия и Европа — Казахстан — Россия. В связи с этим очень существенно удлинились плечи перевозок, и количество экипажей, которое необходимо для перемещения грузов, резко возросло.
По мнению Дениса Миронова, водители уходят в грузовые перевозки из-за возможности увеличивать уровень и заработной платы в качестве ответа на повышенный спрос аналогично агрегаторам такси, в то время как на городских маршрутах размер гонорара привязан к долгосрочным контрактам.
— У них нет жесткого регулирования стоимости перевозок, и за счет ее поднятия они могут поднять зарплату водителям. Впоследствии это закладывают в увеличение конечной стоимости товаров, — отмечает предприниматель.
Как решить проблему?
Руководители пермских автопредприятий расходятся во мнениях о том, что необходимо предпринимать для решения возникшей ситуации. По их словам, условия работы и размер зарплаты у перевозчиков примерно одинаковый — для изменения ситуации необходимо влиять на всю отрасль. Предприниматели уверены, что необходим комплексный подход, который потребует решения не только городского, но и государственного вмешательства.
Обучение новых водителей
Руководитель ООО «Дизель» рассказал, что в их АТП обучали желающих на управление автобусом за счет предприятия. Об аналогичных мерах ранее сообщали в ООО «РТ Лайн», которое обслуживает 5 магистральных автобусных маршрутов в Перми. На следующей неделе собственное обучение водителей на категорию D запустит и предприниматель Денис Миронов. Однако, по мнению перевозчиков, этого недостаточно: по мнению предпринимателей, необходимо вмешательство городских и федеральных властей.
— Хотелось бы, чтобы на муниципальном или государственном уровне набирали группы для обучения водителей автобусов за счет бюджета. Это сейчас не просто шоферы, а уже специалисты, которые не только держатся на баранку, но и работают с дополнительным оборудованием, должны ехать строго в соответствии с графиком, — заявил Денис Миронов.
Кроме того, сейчас получить водительские права категории D можно только с 21 года. По мнению перевозчиков, необходимо снизить возрастной порог до 18 лет, поскольку сейчас желающие со школы стать водителем автобуса после колледжа уходят в другие профессии и уже не возвращаются к своей первоначальной мечте.
Увеличение зарплаты
По данным властей, средняя зарплата водителей автобуса в Перми сейчас — около 65 тысяч рублей. Руководитель АТП «Дизель» Андрей Биневский неоднократно призывал к ее повышению. По мнению Биневского, дополнительное финансирование на это может выделить городской бюджет.
— Это может быть как субсидирование существующих контрактов, так и какая-либо доплата непосредственно водителям автобусов адресно, — заявил Андрей Биневский. — Можно разработать схему, по которой перевозчику за каждого трудоустроенного у него водителя либо непосредственно сотруднику, при условии вырабатывании норматива по часам, прилетала какая-либо копеечка.
Однако в пресс-службе администрации Перми в ответ на эту инициативу заявили, что «сумма контракта не может быть изменена в соответствии с действующим законодательством».
Повышение престижа профессии
Глава пермского филиала подмосковного ООО «АвтоМиг» рассказал, что в минувшую пятницу перевозчики были на совещании с новым курирующим транспортную отрасль вице-мэром Дмитрием Галихановым. Там обсуждали в том числе и вопрос нехватки водителей.
— Я, как вариант, городским властям рассказал, но уверен, что этого не будет. Раньше, в советские времена, водитель автобуса имел право на получение жилья. Сейчас такого не будет, но хотя бы сделать льготную ставку на ипотеку — но это уже уровень государства, — рассказал экс-глава комитета по транспорту Перми Игорь Сасунов.
Денис Миронов в своем АТП собирает мнения водителей о том, в какой социальной и финансовой поддержке они нуждаются. По словам предпринимателя, в автопарке ведется индивидуальная работа для удержания каждого сотрудника.
— Если мы не можем бесконечно поднимать зарплату водителям, то нужно поменять условия их труда. Где-то какие-то компенсационные выплаты делать — например, на детские лагеря для детей мы рассматриваем возможность в рамках нашего АТП, — рассказал Денис Миронов. — Сейчас айтишникам субсидируют проценты по ипотеке, почему бы работникам общественного транспорта это не сделать? Москва, Питер, Пермь, мы все в одних примерно условиях находимся.
Также некоторые перевозчики высказывают пожелание о возвращении бесплатного проезда для сотрудников общественного транспорта. По мнению транспортного эксперта, автора блога «первый парк» Михаила Вшивкова, это поспособствует повышению престижа профессии.
Снижение нагрузки, повышение комфорта
Руководители АТП отмечают, что для удержания и вовлечения работников в отрасли необходимо улучшать условия их работы.
— Вроде не так много людей идут к водителю оплатить проезд, но кому-то нужно спросить что-то, кому-то деньги нужно разменять, кто-то идет с крупной купюрой... Как вариант, можно отменить наличную оплату. Водители — в первую очередь хорошие водители, но им может быть некомфортно работать с деньгами.
Согласен с этим предложением и экс-глава комитета по транспорту Игорь Сасунов, который сейчас руководит пермским филиалом ООО «АвтоМиг». В качестве альтернативы полному запрету наличной оплаты проезда он предлагает другой вариант.
— Можно убрать оплату проезда за наличный расчет или сделать стоимость проезда за наличный расчет гораздо дороже, чем безналичный, чтобы пассажир не был заинтересован покупать билет.
Не только в Перми
Отметим, что проблема нехватки водителей автобусов обсуждается не только в Перми. Об аналогичных ситуациях ранее сообщали наши коллеги в Ярославле, Омске, Краснодаре и Самаре. Аналогичные сообщения с начала года публиковали СМИ Горно-Алтайска, Липецка, Тюмени, Курска, Костромы и ряда других городов.
— Главная проблема разваливающегося в городах электротранспорта — нехватка кадров либо их низкая квалификация, — заявил минувшим летом замминистра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров, комментируя ситуацию по всей России.
По мнению чиновника, необходимо поднять заработную плату водителей и улучшить их условия труда.
— Как это сделать при остром недофинансировании? Никак, — констатировал эксперт.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.