13 декабря в администрации Перми прошли публичные слушания об изменениях городских правил благоустройства. Поправки предполагают ограничения и запреты для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, гироскутеров, моноколес и т. п. Пришедшие пермяки раскритиковали подготовленные властями нововведения.
Позиция городских властей
Подготовленный проект изменений представил начальник департамента дорог и благоустройства Перми Дмитрий Мясоедов. Он предполагает запрет стоянки СИМ на тротуарах шириной меньше 2,5 метра и на детских площадках, у перекрестков и остановок, на детских площадках и возле объектов культурного наследия, в том числе при наличии там велопарковок.
После этого слово предоставили приглашенному эксперту — начальнику Пермской дирекции дорожного движения Дмитрию Артеменко.
— Проблема СИМ не только в нашем городе существует, но и во всей России. За этот год проходили три видеоконференции ассоциаций городов Поволжья, где коллеги из других городов делились опытом по ограничению СИМ, — рассказал Дмитрий Артеменко. — Сегодня мы предлагаем упорядочить пользование СИМ в Перми до того, как на федеральном уровне проработается вопрос мест парковки и иные вопросы, которые не урегулированы.
Что сказали пермяки
Первому среди пришедших на публичные слушания слово предоставили активисту сообщества «Велосипедизация Перми» Евгению Сагитову.
— Предлагаемые изменения носят запретительный характер, не предлагается никакого развития. Запрещаем оставлять самокаты на тротуарах [шириной] меньше трех метров — возникает вопрос: сколько таких тротуаров и какая альтернатива предлагается? Ответа в предлагаемом документе нет, — отметил Евгений Сагитов. — Также запрещаем размещать СИМ на остановках. Сейчас принята стратегия мультимодальности: человек от дома доезжает до остановки на самокате, пересаживается на общественный транспорт и едет дальше. Эти вопросы абсолютно не проработаны в данном документе.
Представитель сообщества «Велосипедизация Перми» также передал властям предложения и замечания, которые активисты собрали от пермяков. Все они направлены на сокращения и отмену инициатив мэрии. Например, пермяки не согласились с запретом оставлять СИМ возле проезжей части и перекрестков, а требование размещать их исключительно в согласованных местах они назвали избыточным. Ширину тротуара, на котором будет запрещено оставлять СИМ, пермяки предложили сократить с 2,5 метра до 1,5.
Также свое мнение высказала участница сообщества «На работу на велосипеде», создательница Сада соловьев Надежда Баглей.
— Я сама пользуюсь самокатами редко, но тем не менее. Не запрещать, нужно регулировать, разводить потоки. Чем мешаются СИМ? Они носятся по тротуарам, мешают пешеходам. По скорости они ближе к велосипедистам, поэтому их нужно направлять на велодорожки, — заявила Надежда Баглей. — Город должен быть комфортен и ребенку 8 лет, и пожилому человеку 80 лет. Ребенка в школу хорошо было бы отправить на велосипеде или самокате и не беспокоиться, что ему будет опасно и что он кого-то сшибет.
По мнению общественницы, необходимо расширять сеть велодорожек, сотни километров которых заложены в генплане города. А также делать связанную сеть велодорожек и выделять их необходимо не только знаками, но и разметкой на асфальте для ориентирования пешеходов.
— Меня очень забеспокоил запрет пристегивания ко всему подряд. Наверное, есть какие-то важные вещи, где нельзя: к могиле или памятнику. Этот перечень должен быть небольшой, — высказалась Надежда Баглей. — Прежде чем запрещать, нужно обеспечить у каждого муниципального учреждения, магазина место, где можно пристегнуться.
Также Надежда Баглей обратила внимание на предложение запретить стоянку в зонах объектов культурного наследия. Эта формулировка может полностью запретить размещение самокатов на всём Компросе и во всём микрорайоне Городские Горки.
— Давайте хотя бы пополам: половина будет запретов, ограничений, а половина будет в сторону помощи индивидуальной мобильности. Потому что для нас это экологично, это развитие города. Только лишь запретами ограничивать — это стратегически большая ошибка, — резюмировала Наталья Баглей.
Также участники публичных слушаний отметили, что городские власти решили внести локальные ограничения на СИМ, но до сих пор не пробовали использовать федеральное законодательство. До сих пор в Перми нет ни одного дорожного знака, которые появились в ПДД в начале 2023 года, чтобы регулировать запрет проезда и стоянки СИМ.
Мнение депутата
В публичных слушаниях принял участие депутат Пермской городской думы Алексей Овчинников. Он рассказал, что более года назад выступал за создание рабочей группы по СИМ.
— Я против того, чтобы абсолютно это запретить, это какой-то откат, шаг назад, а не в будущее. Но эту сферу надо отрегулировать, и в этом я с администрацией согласен полностью. Я думаю, что они к замечаниям вашим, предложениям [с вниманием] отнесутся, мы их тоже будем вместе с депутатами вносить, — рассказал Алексея Овчинников. — В целом я считаю правильным, что сейчас надо как-то это отрегулировать. Потом мы, может, отпустим эту ситуацию немного.
Депутат также отметил, что городские власти провели несколько переговоров с кикшерингами — сервисами краткосрочной аренды электросамокатов. По мнению Алексея Овчинникова, они должны вместе с ГАИ пропагандировать безопасное движение. В качестве примера он привел проводимые ежегодно школы вождения СИМ, которые устраивают сотрудники Whoosh.
— Надо будет как-то вернуться к тому, чтобы всё это развивать, — заявил Овчинников. — Потому что есть стратегия развития электротранспорта, который у нас должен развивать общественный транспорт. Есть в городе точки, где СИМ очень полезны, потому что автобус туда не доезжает, а люди с комфортом пользуются. Мы сейчас в этом моменте фиксируемся и дальше начинаем потихоньку этим вопросом заниматься, я его бросать не планирую.
Что дальше?
В завершение встречи представители мэрии сообщили, что планируют внести изменения в изначальный проект на основе полученной обратной связи. В частности, власти планируют ослабить формулировку о запрете стоянки в зоне культурного наследия. Полного запрета самокатов на всём Компросе и микрорайоне Городские Горки чиновники пообещали не допустить.
Направить свои мнения и замечания по проекту решения до 18:00 сегодняшнего дня, 14 декабря, может любой желающий. Сделать это возможно в интернет-приемной на сайте мэрии.
Ранее мы рассказывали, что администрация Перми отказалась от процедуры публичных слушаний по вопросам градостроительства.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.