Юлия Кашкина работает в редакции нашей сети в Екатеринбурге и недавно приезжала в Пермь погулять. У нас Юлии понравилось, но больше всего ее впечатлил пермский общественный транспорт. Так, колонку, написанную для коллег, она начала так: «А вы знали, что „Львенок“ в городе может быть не роскошью, а нормой? Выходишь на улицу — а тут не „Татра“, которая давно должна стоять в музее, не троллейбус с десятисантиметровым слоем краски, не тесный пазик, а общественный транспорт здорового человека». Далее — от первого лица.
— Я обожаю Екатеринбург. Много хожу по городу пешком, езжу на метро и трамвае, реже — на автобусе и троллейбусе. На декабрьских выходных приспичило сменить обстановку, выбор пал на Пермь. Ожиданий никаких не было, я лишь слышала от коллег, что город классный, и хотела увидеть легендарное Счастье, которое «не за горами».
Каково же было мое удивление, когда десятиминутная пробка ждала меня только на въезде в город (и та из-за странного светофора), а парковку в центре получилось найти с первого раза. Стоит сделать скидку, что это был не вечер пятницы и не утро понедельника. Но тем интереснее.
Во время прогулки по центру Перми на глаза то и дело попадались новенькие автобусы — и стандартные, и побольше, но все в едином стиле, в бело-красных цветах, с фирменным медведем на боку. Даже после десяти вечера пермяки стояли на остановке — что-то мне подсказывает, что не просто так, а с реальной надеждой уехать домой.
Но сердце мое разбили пермские трамваи. Несколько лет я жила в районе Южного трамвайного депо в Екатеринбурге и повидала всякое — до тех близких к центру мест составы, выпущенные в XXI веке, не доезжают.
«Ого, „Львенок“!» — воскликнула я, впервые увидев новенький вагон в Перми. «Ой, еще один! И еще!» — примерно на третьем трамвае у меня закрались сомнения, что это не случайность. У них действительно нет древнего транспорта. Самые старые трамваи — 2005 года выпуска, хотя по нашим меркам не такие уж и старые. Ездят они по тем же маршрутам, что и «Львята», но новых значительно больше.
Ну с чего вдруг мы в Екатеринбурге удивляемся каждому «Львенку», вышедшему на линию? Почему для нас это до сих пор не норма? По информации телеграм-канала 59.ru, сейчас в Перми есть один самый длинный в России трамвай «Лев» и 67 вагонов модели «Львенок». Чтобы была понятна степень моего возмущения: на пышминской линии сейчас ходят 11 (одиннадцать!) «Львят», еще один новый трамвай привезут в Екатеринбург до конца года, пишет @e1_news. Я, конечно, рада за жителей Перми, но не от всего сердца.
Стоимость проезда в пермском транспорте выше: 37 рублей против наших 33 (и это без скидки за оплату по QR-коду). То есть Екатеринбург от новых трамваев, вместительных автобусов и стабильного графика работы общественного транспорта отделяют четыре рубля?! Звучит как не самая великая сумма. Но подозреваю, что не все горожане захотят переплачивать за проезд, да и проблема, очевидно, не только в этом.
Смотрю на эти почти 70 новеньких пермских трамваев, потом сажусь в глубокоуважаемую, но весьма древнюю «Татру» и думаю, когда же и на нашей улице будет праздник? Если счастье не за горами — может, и достойный общественный транспорт для Екатеринбурга где-то рядом?
Впрочем, надежда на лучшее есть. Прямо сейчас в Екатеринбурге продолжается заявленная властями новая транспортная реформа. До конца 2024 года город получит большую партию современных троллейбусов, а вот покупку больших газовых автобусов пришлось отложить из-за высокой ключевой ставки — но им уже нашли замену.
Почитайте также наше интервью с главным по транспорту в Екатеринбурге. Вице-мэр Рустам Галямов рассказал, как городу удалось избежать катастрофы и что будет дальше.
Все материалы о новой транспортной реформе мы собираем в специальном разделе.