В конце 2024 года в Перми участились аварийные и просто опасные инциденты с трамваями. Если началось всё с нескольких сходов с рельсов, то продолжилось уже столкновением двух вагонов. Под конец декабря эту картину дополнила отвалившаяся дверца в салоне. В компании-перевозчике ситуацию комментируют сдержанно и каждый раз обещают провести проверки.
Редакция 59.RU обратилась к независимым экспертам с вопросом о том, что не так с пермскими трамваями и что делать, чтобы вагоны ехали вперёд безопасно и комфортно для пассажиров.
По данным портала «СТТС», сейчас в Перми 134 пассажирских трамвая. Среди них 67 «Львят» и один самый длинный в России трёхсекционный трамвай «Лев». Два самых старых вагона возят Пермяков с 2005 года.
Инциденты за последний месяц происходили как с новыми «Львятами», так и с более старыми вагонами модели 71-623, который трамвайщики прозвали «Морковкой» за оранжевый заводской окрас.
Владислав Булгаков: «не помешала бы шлифовка рельс»
Транспортный аналитик, бывший главред «ТранспортСПБ» Владислав Булгаков полагает, что случившиеся в декабре происшествия — по большей части случайности без закономерности. Однако эксперт видит две ключевые проблемы, над которыми следует работать властям — кадровый вопрос с водителями и качество содержания инфраструктуры.
— Главная проблема любого транспортного предприятия в России сейчас — это нехватка кадров, — напоминает Владислав Булгаков. — В электротранспорте всё выглядит не так страшно, как на автобусах, к тому же сейчас в Перми временно нет движения трамваев в Индустриальном районе — востребованность водителей трамвая пока что ниже.
Чтобы трамваи не сходили с путей, отмечает эксперт, нужно улучшить работу над текущим содержанием рельсов. Для этого, например, можно приобрести рельсошлифовальную технику, которая позволит бороться с износом и продлит срок службы рельсов.
— В Перми в нулевых годах не было хороших трамвайных путей. В десятых за голову взялись, сейчас ситуацию исправляют по концессии с «Мовистой», — отмечает эксперт. — Очевидно, надо вкладываться и в регулярный капремонт, и в работу «Службы путей», которая содержит инфраструктуру. Не помешала бы регулярная шлифовка рельс.
Андрей Шестопалов: «денег нет, но вы держитесь»
Гендиректор «Первой компании транспортной инфраструктуры», которая занимается разработкой документов транспортного планирования и трамвайных концессий, Андрей Шестопалов полагает, что ключевая причина проблем отрасли — недофинансирование транспортной отрасли в целом и трамвайных перевозок в частности. По его словам, такая ситуация сложилась во всех городах России.
— Рулят не принципы эффективности, а принцип «денег нет, но вы держитесь», — резюмирует эксперт. — Если недостаточно денег, значит, недостаточно и обслуживания инфраструктуры, и подвижного состава. Нельзя заплатить и нормальную зарплату — соответственно, у водителей общественного транспорта идет переработка, почему они и засыпают «у штурвала».
По мнению Андрея Шестопалова, региональным (а не городским) властям необходимо разработать документы планирования транспортного обслуживания, которые, кроме списка маршрутов будут учитывать качественные показатели работы транспорта, финансирование и все планы отрасли.
— Если бы эти документы были качественно разработаны на актуальных данных с обсуждением, то это была бы хорошая основа для обеспечения высокой производительности труда общественного транспорта, — считает Андрей Шестопалов. — Это процесс не единовременный, он постоянный. Если следовать выработанным решениям, то появились бы деньги и на зарплаты, и на подвижной состав, и даже, наверное, на развитие.
Александр Морозов: «федеральные проблемы отражаются на Перми»
Также о недофинансировании перевозчика и содержании трамвайной инфраструктуры высказывается вице-президент международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Александр Морозов.
— Мы как эксперты часто приводим в пример Пермь как лидера транспортной системы, но федеральные проблемы отражаются и на Перми, — отмечает Александр Морозов. — По всей стране практика недофинансирования, поскольку «в рамках бюджетных лимитов нет денег». Но задача бюджета — дофинансировать всё, что не собрали с пассажиров. Если это исправить, то всё будет значительно лучше.
По мнению эксперта, вместо снижения стоимости контрактов ниже начальной максимальной цены городам, в том числе и Перми, необходимо обращаться за софинансированием в региональные бюджеты.
— Региональный стандарт перевозок распространяется не только на межмуниципальные, но и на внутригородские. Не должно быть противоречий, что регион задаёт одно, а города не могут это выполнить, — считает Александр Морозов. — Регион должен давать софинансирование, чтобы этот стандарт мог быть исполнен.
Также для улучшения работы городского транспорта в условиях дефицита водителей эксперт считает нужным развивать трамвайную сеть в Перми. Автобусы на нескольких направлениях можно и нужно заменить на трамваи, начать использовать вагоны в сцепках и купить многосекционные трамваи.
— Если мы сцепим два вагона, то это будет уже не 95, а 190 пассажиров на одного водителя, который целый день будет их обслуживать, — отмечает Александр Морозов. — В Перми одним из первых в стране пришло понимание, что нужно купить хотя бы автобусы-гармошки. Даже на них экономия расходов уже процентов 10%, а производительность водителя выше раза в полтора. У трамвая же экономия расходов уже 40%.
О возможностях и планах по развитию трамвайной системы Перми 59.RU вскоре опубликует отдельный разбор с позициями городских и региональных властей, а также независимых транспортных экспертов.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.