Дороги и транспорт обзор Почему такси часто попадают в ДТП и какие права есть у пассажиров. Большой разбор

Почему такси часто попадают в ДТП и какие права есть у пассажиров. Большой разбор

Мы поговорили с экспертами рынка о ситуации с пермскими перевозчиками

Автомобили «Яндекс.Такси» видны издалека благодаря фирменным наклейкам

Новости об очередных ДТП с участием такси уже стали в Перми привычными. Такси сталкиваются с другими автомобилями, создают аварийные ситуации на дорогах, наезжают на пешеходов… Кажется, они потихоньку становятся неким олицетворением «дорожного зла». Мы решили выяснить, что делают службы такси для обеспечения безопасности на маршруте, как проверяют водителей и наказывают за нарушения, за что их увольняют. В конце концов, действительно ли ДТП с такси случаются чаще, чем с другими машинами?

Разнообразных служб такси в Перми немало. В число самых популярных входят «Везет» («Рутакси») и TapTaxi (бывшее такси «Перемен»). Но первое место после объединения с Uber, которое состоялось в 2017 году, пожалуй, занимает «Яндекс.Такси». У этого сервиса нет своих водителей и автомобилей, с таксопарками и индивидуальными предпринимателями он работает на условиях партнерства. Зато список партнеров впечатляет: 1069 компаний и ИП. Увидеть их все, а также информацию о них может любой пользователь приложения «Яндекс.Такси».

При таком количестве машин неудивительно, что в ДТП чаще замечают именно автомобили «Яндекс.Такси». Даже если водитель попадает в аварию, отправляясь по личным делам, фирменные наклейки сообщают очевидцам, что машина относится к «Яндекс.Такси».

В Перми проходят рейды по выявлению таксистов-нарушителей, по результатам которых некоторые машины эвакуируют

К представителям этого сервиса, а также к руководителю одного из крупнейших таксопарков Перми, который сотрудничает с «Яндекс.Такси», мы и обратились за комментариями. Кроме того, подробно разобраться с причинами аварийности такси 59.RU помогла председатель общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова.

Как таксистов принимают на работу


Таксопарки и индивидуальные предприниматели — партнеры «Яндекс.Такси» — несут ответственность за водителей, уточняют в пресс-службе сервиса. В соглашениях с ними прописывается обязанность соблюдать все необходимые нормы и процедуры. Кроме того, с декабря 2017 года уже сама компания «Яндекс.Такси» страхует все заказанные через сервис поездки. На сумму до 2 миллионов рублей застрахованы жизни и здоровье и водителя, и каждого находящегося в машине пассажира.

О том, как отбирают и проверяют водителей, мы поговорили с Александром Рябовым — директором таксопарка «Фратрия», прямого партнера «Яндекс.Такси». Этот таксопарк — один из крупнейших в Прикамье: более сорока автомобилей, плюс некоторые водители ездят на своих машинах.

— Все водители работают с нами по договору, — рассказывает Александр Рябов. — Минимальный водительский стаж — от трех лет. Каждого сначала проверяет наша служба безопасности. Например, если человек был судим за кражу, то мы ему откажем. Потому что водитель — материально ответственное лицо: у него автомобиль, рабочий телефон, выручка. Затем водителей «обкатывает» механик: ездит и смотрит, как человек водит автомобиль, как ведет себя в разных ситуациях. Если все нормально, то водитель выходит на работу.

Инструктаж для водителей в серьезных таксопарках проводят ежедневно. На общих собраниях разбирают жалобы от клиентов. После каждого ДТП организуют внеплановый инструктаж. Периодически водители сдают экзамены — подтверждают квалификацию и знание Правил дорожного движения.

— Если водитель попал в ДТП и доказано, что вина его, мы его увольняем, — говорит Рябов. — Если непонятно, кто виноват в аварии, на время расследования можем отстранить его от работы — на срок до двух недель. Этого времени хватает и полиции, и начальнику нашей службы безопасности, чтобы вынести вердикт. Если на водителя слишком часто жалуются клиенты, он тоже становится нам неинтересен, мы его увольняем.

Как отслеживают движение автомобилей


С декабря 2018 года «Яндекс.Такси» проводит автоматический мониторинг скорости такси во время их работы по заказам. Если скорость превышена, водителю выносят предупреждение. Не понимает и вновь лихачит? Тогда ему временно ограничивают доступ к заказам. Злостных нарушителей блокируют насовсем.

— Уже есть первая положительная статистика, — рассказали 59.RU в пресс-службе «Яндекс.Такси». — 89% водителей, которые превышали скорость более чем на 20 км/ч, прекратили это делать после двух предупреждений. Еще почти 10% — после временного ограничения доступа к заказам. Ну а 1,3% заблокированы в сервисе навсегда: со злостными нарушителями нам не по пути.

Сервис автоматически мониторит скорость такси во время движения

Если автомобиль слишком долго находится на линии, сервис также на время ограничивает доступ к заказам: уставший водитель с большей вероятностью может попасть в ДТП.

При этом отследить передвижение всех своих машин может и таксопарк. На каждом авто установлен маячок. Из диспетчерской видно не только, где находится автомобиль, но и с какой скоростью он движется. Если скорость выше дозволенной — 80 км/ч в черте города и 90 км/ч за его пределами, водителя ждут штрафы.

— Периодически мы устраиваем рейды, — рассказывает Александр Рябов. — По маяку определяем, где находится машина, и садимся ей «на хвост». Видео- и аудиозапись внутри салона не ведется — это незаконно. Но мы смотрим, как ведет себя водитель, где ездит, что делает, нарушает ли ПДД.

Как проверяют такси и водителей


Есть общие для всех таксистов правила работы: обязательны контроль машины перед выходом на линию и предрейсовый медосмотр водителей. Если игнорировать эти требования, могут отозвать лицензию. Забрать разрешение на работу также могут, если водительский стаж таксиста меньше трех лет или он попал в тяжелое ДТП — со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

— В России нормы транспортного права выстроены так, что при неукоснительном их соблюдении поездка в такси будет безопасной, — комментирует 59.RU председатель общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова. — Все процедуры контроля водителя и его здоровья, технического состояния автомобиля вымерены и продуманы. К сожалению, большинство процессов предрейсового осмотра автомобиля требуют автоматизации, а некоторые уже устарели. Например, ежедневно при осмотре такси требуют проверять давление в шинах. Но у современных автомобилей есть датчики давления в шинах, поэтому нет необходимости в ежедневных проверках. Врач при медосмотре водителя должен вести большое количество документов с фиксацией данных, а можно это делать с помощью цифровых платформ.

Почему и как часто такси попадают в аварии


Если за водителями и автомобилями так строго следят, откуда столько ДТП и жалоб на такси?

— С полной или частичной обклейкой такси ездят машины разных парков, — говорит Александр Рябов. — Мне проще, если машина стоит, чем если кто-то неадекватный на ней ездит: целей будет и меньше разборок-проверок. Но в некоторых таксопарках дают распоряжение начальникам колонн: брать всех, чтобы автомобили не простаивали. К тому же у нас много маленьких таксопарков с тремя — пятью автомобилями. Причем машины эти, как правило, взяты в кредит, который владельцам нужно выплачивать. Других вариантов нет: нужно, чтобы автомобиль обязательно вышел на линию. Людям надо выживать, они не могут долго разбираться, подходит ли водитель. Берут всех.

В январе автомобиль с наклейками «Яндекс.Такси» въехал в остановку на улице Мильчакова. Пострадали три человека

Обязать всех владельцев таксопарков тщательно проверять каждого водителя невозможно: в законе такая норма не прописана. Так что те, кто берет всех подряд, законодательство не нарушают.

— Законодательство не требует проверять водителей такси, — рассказывает Ирина Зарипова. — Многие таксопарки сами проверяют водителей через открытые источники данных: базы судебных приставов или административных штрафов ГИБДД. На основе данной информации уже делают выводы о водителе: насколько он ответственен и надежен. Раньше водителей такси проверяли через информационный центр МВД, пользуясь знакомствами и связями, но данный способ не является законным. Сейчас со стороны МВД идет хороший контроль за подобными нарушениями, чтобы исключить возможность получения информации незаконным путем.

В декабре прошлого года аналитический центр при Правительстве РФ опубликовал исследование по безопасности в отрасли такси. По инициативе общественного совета по развитию такси в регионах специалисты центра проанализировали количество аварий с участием такси.

— Приволжский федеральный округ, куда входит Пермский край, находится на четвертом месте по числу ДТП с участием такси, — говорит Зарипова. — Большинство ДТП с такси происходит в Центральном федеральном округе (47% от общего числа всех ДТП с участием такси по стране). Самый низкий процент аварий с такси — в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

Данные статистики подтверждают, что число ДТП с участием такси в стране за последние годы выросло. Но есть важное уточнение: такси и ездят больше, чем другие среднестатистические авто. По данным за 2014 год (более свежих нет), средний годовой пробег личных автомобилей составляет 16 тысяч километров, а такси — 80 тысяч.

— Абсолютное количество ДТП с легальными такси растет, — сообщают в аналитическом центре при Правительстве РФ. — В 2015 году их было 2154, а в 2017 (на момент проведения исследования были полные данные только за этот год. — Прим. ред.) — 2917. Среднегодовой темп роста — около 16%. При этом число выданных разрешений на работу такси за аналогичный период увеличивалось примерно на 17%. Это привело к тому, что показатель количества ДТП к числу автомобилей в активном парке такси улучшился. Удельное значение ДТП на транспортную единицу показывает, что использование такси более безопасно в сравнении с частным легковым автомобильным транспортом.

Чего ждать в ближайшем будущем


Рынок такси требует изменений: появляются новые технологии, разрабатываются документы. Пассажиры предъявляют повышенные требования к безопасности поездок.

— В ближайших планах «Яндекс.Такси» — определять не только превышение водителем скорости, но и его склонность к аварийной или просто некомфортной для пассажиров манере вождения, — рассказали 59.RU в пресс-службе сервиса. — К таким маневрам относятся, например, резкое торможение или набор скорости, резкие повороты и перестроения. Более того, сейчас мы активно работаем над технологией определения усталости водителя по частоте и длительности моргания глаз. В скором времени рассчитываем начать испытания.

Склонность водителей к опасным маневрам в скором времени тоже начнут отслеживать

А вот глобальных изменений в законодательстве, касающихся именно безопасности пассажирских перевозок в такси, пока не предвидится.

— К сожалению, ситуация на рынке такси сложилась таким образом, что вопрос стоит не о введении дополнительных мер безопасности, а о контроле за текущими требованиями, которые большинство таксопарков не соблюдают либо соблюдают формально, — прокомментировала 59.RU Ирина Зарипова. — В таксомоторной сфере отсутствует институт контроля, который смог бы сделать наказание за отсутствие мер безопасного выпуска автомобиля такси неотвратимым. Госдума в первом чтении приняла закон «О такси», но его задача — определить правовой статус служб заказа такси, а нормы безопасности прописаны в других нормативно-правовых актах.

Подписывайся на наш канал в Telegram и читай главные новости Перми раньше всех. Есть новость — присылай фото и видео на почту Написать письмо или пиши нам в VK.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем