В Перми уже 1 мая запустят пилотный проект новой транспортной системы. На протяжении нескольких месяцев она активно обсуждается, жителям районов представляли новую маршрутную сеть, и 10 маршрутов начнут свою работу в мае уже по новой системе. 59.RU поговорил с новым начальником департамента дорог и транспорта Анатолием Путиным, который рассказал все подробности нововведений.
— Расскажите, что именно изменится с 1 мая.
— С 1 мая в пилотном проекте у нас участвуют автобусы и троллейбусы. Планируется, что часть троллейбусных маршрутов будет отменена и компенсирована автобусами. Маршруты, которые участвуют в пилотном проекте, — это автобусы № 3, 7, 34, 36, 60, 62 и 11 — это новый автобусный маршрут от микрорайона Парковый до микрорайона Садовый. Кроме того, это 46-й автобус, который у нас возит пассажиров до Северного кладбища. И два маршрута автобусов малой вместимости: это № 9 из деревни Субботино и № 23 из деревни Голованово.
— Конкурсы на эти маршруты уже прошли?
— Да, 9 аукционов из 10 уже завершились. Не разыгран пока только 46-й маршрут.
— А что с троллейбусами?
— К примеру, 13-й троллейбус: вместо него будет как раз-таки новый 11-й маршрут. Если говорить про 12-й троллейбус, то предполагается, что у нас поменяется маршрут 62-го автобуса, и если он сейчас едет по улице Мира, то теперь он от ТРК «Столица» будет перенесён на шоссе Космонавтов, где сейчас ходит 12-й троллейбус. Получается, 62-й автобус свяжет Ипподром и микрорайон Крохалева. Также планируется закрытие 8-го троллейбусного маршрута: в этом случае можно будет бесплатно пересесть там в 6-й трамвай, который едет по улице Героев Хасана, и он фактически дублирует там 8-й троллейбус.
— В этих десяти маршрутах уже подразумеваются бесплатные пересадки, оплата проезда картой?
— Да, безналичная оплата, система пересадок... Это всё можно реализовать только при том условии, когда мы заключаем с перевозчиком новый контракт, а в самом контракте обязываем перевозчика принимать банковские карты и представлять пассажиру возможность пересадки. Поэтому, к сожалению, только на этих новых маршрутах будет всё это действовать. Но хорошо, что хоть где-то появится эта возможность.
— МУП «Пермгорэлектротранс» участвует в пилотном проекте?
— Да, часть маршрутов выиграл МУП, часть — частные перевозчики.
— Но ведь на данный момент для муниципального парка в Пермь поставили только восемь автобусов Volgabus, успеют привезти всё остальное до 1 мая?
— У Volgabus срок поставки автобусов — до 20 апреля. То есть сейчас они пока не нарушают условия контракта, мы с ними в достаточно тесном диалоге находимся, фактически каждый день на связи. Надеемся, что они исполнят те обязательства, которые на себя взяли.
— То есть всё успеете вовремя запустить?
— Да. В любом случае. Почему мы называем это пилотным проектом? Потому что это первая попытка перейти на ту систему, которую мы хотим. И поскольку всё это — новшество, всегда возможны риски. Если что-то по срокам сдвинется, то, конечно, это будет неприятно, но это будет не критично. В любом случае мы в пилотный проект зайдём.
— Вы общаетесь с перевозчиками? С теми, которые ещё не участвовали в новых конкурсах, но планируют. Они все смогут участвовать? Ведь техзадание в контрактах довольно строгое. Сейчас многие покупают автобусы специально, чтобы иметь возможность участвовать в торгах.
— Конечно, те требования, которые сейчас выставляются, заставляют перевозчика обновлять подвижной состав, и как бы бизнесу не было это в нагрузку — но тем не менее это те требования, которые должны выполняться. У нас всё равно автобусы в городе должны быть новыми, чистыми, пассажиру должно быть в них комфортно. И сейчас мы как раз ищем тот компромисс, который позволит перевозчику зайти в контракт и в ходе его исполнения поэтапно обновить подвижной состав, чтобы это было приемлемо в том числе для бизнеса.
— Многие пермяки недовольны тем, что убирают троллейбусы, а вместо них будут «коптить» автобусы. Расскажите про экологичность нового транспорта.
— Когда заключались предыдущие контракты с перевозчиками, пять лет назад, экокласс оценивался по средней величине. Во-вторых, даже класс Евро-3 считался уже достаточно хорошим показателем. Сейчас требования существенно ужесточены, автобус минимум должен будет соответствовать классу Евро-4, а половина автобусов на маршруте должны иметь экокласс Евро-5. То есть экология не пострадает.
— Зачем вообще нужно было менять маршрутную сеть?
— Здесь необходимо два момента отметить. Первое. У нас маршрутная сеть изначально складывалась достаточно хаотично, и получилось так, что отдельные районы города перегружены транспортом. Например, улица Пушкина или конечная микрорайона Садовый. А в других районах — недостаток транспорта. Например, Новобродовский, там всего один автобус ходит. Задача новой маршрутной сети — распределить маршруты таким образом, чтобы каждый район города в равной степени был обеспечен транспортом.
— А система пересадок зачем?
— Задача системы пересадок не в том, чтобы заставить человека пересаживаться, а чтобы дать ему дополнительную возможность. У нас и сейчас людям часто приходится пересаживаться, когда едут из одного района в другой. Смысл создания этой системы в том, чтобы для человека пересадки были бесплатными, чтобы мы не оплачивали два раза, особенно когда микрорайоны находятся рядом, но добраться из одного в другой невозможно. К примеру, у нас жители микрорайона Костарёво ездят в поликлинику на улицу Ким. Районы находятся рядом, но между ними лог, и жители вынуждены ехать сначала до площади Дружбы, там пересаживаться и ехать дальше.
— Что насчёт времени пересадок? Многие боятся, что из-за пробок или просто большого расстояния от дальнего района до пересадочного узла не успеют уложиться в бесплатный период.
— У нас в марте депутаты уже поддержали в первом чтении пересадку в течение 60 минут, в апреле будет второе чтение, возможно, эта величина будет скорректирована. Но надо понимать, что мы не сможем сделать бесплатной поездку от Кировского до Орджоникидзевского района, к примеру. Наш город вытянут на 80 километров. И мы всё равно должны учитывать экономику и затраты бюджета. Мы ищем как раз тот компромисс, когда мы даем человеку максимум возможностей в рамках разумной цены. Действительно, мы можем поднять цену за проезд и сделать бесплатную пересадку в течение полутора часов. Те, кто ездит далеко, наверное, будут довольны, однако в целом это не совсем правильное решение.
— Вы проводили во всех районах публичные обсуждения. Люди часто просили оставить всё как есть. Какие-то маршруты вы передумали изменять?
— Около тысячи обращений мы зафиксировали от жителей. Просьб оставить маршрут в первоначальном виде было больше всего там, где больше всего пассажиров. Автобус № 10, например, № 14, 77. Мы все эти обращения проанализировали. Там, где мы смогли пойти навстречу жителям, — мы пошли. В прежнем виде останутся маршруты № 14, 68, 25, часть внутрирайонных связей.
— А что будете делать с наполненностью автобусов? В автобус № 77, например, люди иногда даже войти не могут, он уже битком набит.
— Ну, из Орджоникидзевского района мы общее количество транспорта увеличим. Вот смотрите, 77-й маршрут почему перегружен? Потому что он собирает Лёвшино, Веденеева, Кислотные дачи. И пока он до Вышки-2 доехал — он уже полный. Предполагается, что мы из Орджоникидзевского района делаем еще один новый маршрут, который микрорайоны КАМГЭС, Веденеева будет собирать и везти их в центр. То есть он пойдёт в помощь 77-му, и будем надеяться, что он его разгрузит.
— Но ведь все автобусы сойдутся в узком горлышке Соликамского тракта…
— Здесь надо говорить о перспективе. О том, что сейчас уже начинает проектироваться трасса ТР-53, которую все жители Орджоникидзевского района и Вышки-2 очень ждут. Когда эта трасса появится, тогда мы и там запустим автобусы. Проблема с Соликамским трактом только так решится.
— Вы говорили про транспортно-пересадочный узел на площади Восстания. Как он будет выглядеть? И где располагаться? Ведь там люди будут и на электричке приезжать, и на автобусе, и на трамвае. Все остановки в разных местах.
— ТПУ планируется расположить на пересечении улиц Смирнова и Славянова у ж/д переезда, рядом с проходными Мотовилихинских заводов. При этом в целом весь этот квартал планируется реконструировать, сделать автомобильные подъезды, трамвайную линию туда довести. Фактически это должно выглядеть как подведение к одной платформе нескольких видов транспорта. Допустим, я приехал на электричке, вышел, у меня подошёл тут же трамвай, и я уехал в центр. Это будет такое капитальное строение, где люди могли бы укрыться от дождя и т. д.
— Когда сформируется окончательная версия новой маршрутной сети?
— Мы до конца апреля завершим весь анализ поступающих обращений, доработаем всё и вынесем скорректированный вариант на рассмотрение депутатам Пермской городской думы. Параллельно мы этот проект разместим на сайте МКУ «Гортранс», на сайте администрации города, чтобы все желающие могли ознакомиться.
— Когда уже все маршруты перейдут на новую систему?
— Июль 2020 года — крайний срок. Часть маршрутов заходит сейчас, а с апреля 2020-го будут переводиться на новые контракты все остальные.
— А маршрутки будут ездить?
— Сейчас у нас работает 8–9 маршрутов с нерегулируемым тарифом, по ним позиция у нас примерно следующая: разрешительные документы на работу им выданы на пять лет. То есть до 2022–2023 года эти маршруты точно работают и никуда не исчезают. Далее мы посмотрим, нужно нам это или нет. Если там, где ездят «тэшки», нормально ходят автобусы и охватывают весь пассажиропоток, будем отказываться от маршруток. А если нет, то мы будем сохранять маршрут, но переводить его в режим регулируемых тарифов, чтобы там действовали все те же льготы, проездные документы, что и на остальных обычных маршрутах.
— Ну и последний, частный вопрос: что с маршрутом до аэропорта? Автобус № 42 сокращают. Люди вообще смогут добраться?
— Тут надо правильно понимать. Мы укорачиваем не маршрут до аэропорта — суть в том, что мы можем организовать только маршрут внутри города. А аэропорт находится уже за чертой, в Пермском районе. Но при этом прямой маршрут, допустим, аэропорт — автовокзал, будет организован краевыми властями. Это будет уже междугородний маршрут.
Ранее мы подробно рассказывали обо всех нововведениях транспортной реформы.