Принято считать, что Владимир Ильич Ленин покоится в Москве на Красной площади. Каждый может убедиться в этом, побывав в Мавзолее и увидев забальзамированное тело. Но есть и другая версия: похороны вождя Октябрьского переворота, который случился в Петрограде 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года, устраивали в январе 1924 года в уральском селе Уинском — это в 174 километрах юго-восточнее Перми. Местные жители помнят рассказы старожилов и передают их из поколения в поколение. 24 июля 1997 года, накануне 80-летия Великой Октябрьской социалистической революции, репортаж из Уинского напечатала «Российская газета». Опубликовав воспоминания Александры Ивановны Пряхиной — очевидца тех похорон, официальное правительственное издание сделало ее свидетельства историческим документом.
Гора Кержачья стала Ленинской
— До 1950-х годов гора была лысой, это видно на фотоснимках в нашем краеведческом музее. После войны комсомольцы начали высаживать там березы, лиственницы — и вот, полюбуйтесь. Раньше гора называлась Кержачья, потом стала Ленинской. Сейчас все зовут ее Московской, — показывает репортерам 59.RU на заросшие березняком скалы Ирина Владимировна Шангаряева, учительница из уинской средней школы.
В июле 1997 года я, собкор «Российской газеты», встречался с ее бабушкой — Александрой Ивановной Пряхиной, тоже учительницей и единственной на то время живой свидетельницей уинских похорон Ленина. Тогда она рассказывала: «Расщелина была заметна издали. Но входить туда люди почему-то боялись. После войны часть скалы взорвали, а камень взяли для плотины».
— Через три месяца, в октябре 1997 года, бабушка умерла. Похоронена рядом со старшими сестрами Анной и Анастасией на нашем кладбище. Оно расположено с другой стороны Кержачьей-Ленинской горы, — поясняет Ирина Шангаряева.
Чучело отпели по-христиански
«Российская газета» 24 июля 1997 года под заголовком «Ленин похоронен на горе Кержачьей» привела воспоминания Александры Ивановны Пряхиной:
— Собралось много народа. У многих на руках — повязки. На черных с красной окантовкой повязках красными ленточками и краской выведено: «Ленин». У здания клуба, у церкви и дальше на всем пути горел огонь в глиняных плошках. Люди шли организованно, молча. Впереди двое человек несли портрет. Когда дошли до моста, до речки Уи, кто-то из взрослых сказал нам, детишкам: «Дальше вам не надо». Потом говорили, что схоронили Ленина не доходя до кладбища.
Кого проводили в последний путь уинские большевики и комсомольцы? По рассказам одних очевидцев, в гробу лежало чучело — этакий муляж любимого вождя. Другие утверждали, что гроба и вовсе не было, в могилу опустили портрет. Александра Ивановна Пряхина, хоть и была еще ребенком, хорошо запомнила — в траурной процессии участвовал поп с кадилом. Стал бы православный батюшка заниматься языческим святотатством и хоронить чучело?
Прожив всю жизнь в Уинском, учительница Пряхина никогда потом не встречала признаков ленинской могилы.
«Ох, уинская история!»
Редактор районной газеты «Родник» Фаина Григорьевна Денисова в 1997 году поделилась свидетельствами своего предшественника, журналиста и краеведа Михаила Еремеевича Игошева. Он не смог найти в районном архиве никаких документов о захоронении Ленина в Уинском, зато сохранил устные предания о том, что после траурного прощания последовали кадровые чистки.
— Все районное начальство тогда разогнали, — подтвердила 59.RU Светлана Владимировна Попова, директор Уинского краеведческого музея имени М. Е. Игошева.
Наверное, вышестоящие безбожники не простили уинским сподвижникам исполнения христианского обряда на революционных похоронах. А может, тот батюшка с кадилом тоже был большевиком — или только комсомольцем? Остряки отвечают: «Ох, уинская история!»
Александра Ивановна Пряхина запомнила слова своей старшей сестры Анастасии. В 1924 году она была комсомолкой, любила петь с активистами в клубе — да так громко, что керосиновые лампы, бывало, гасли. В молодости Анастасия рассказывала о потайном храме, который будто бы устроили в пещере над речкой Уей староверы-кержаки (отсюда и название горы — Кержачья). Комсомольцы искали подземный храм, связали десяток вожжей, пытались спуститься — но дна пещеры так и не достали. Если Ленин погребен в святой для старообрядцев-раскольников обители, это делает события 1924 года еще более загадочными.
От Пушкина до Ильича
— Раз в Москве хоронили Ленина, наши комсомольцы собрали ячейку — и тоже решили попрощаться с ним, но по-своему, — считает потомственная уинская учительница Ирина Шангаряева.
Ее бабушка Александра Ивановна Пряхина учительствовала более 43 лет, обучала крестьян читать и писать еще на курсах ликбеза. Мать Людмила Германовна Вершинина тоже всю жизнь посвятила преподаванию. Несколько лет назад в Уинском построили здание новой школы, где учится более 600 детей — в том числе из окрестных деревень.
В перерыве между двумя учебными сменами Ирина Владимировна провела репортеров 59.RU по историческим местам родного села. Справа — пустующий ныне клуб, откуда зимой в 1924 году большевики, комсомольцы и православный батюшка пошли хоронить Ленина. Слева — Петропавловская церковь, освященная в 1836 году — при жизни Александра Сергеевича Пушкина, теперь там размещается Дом культуры. Далее — земское училище, построенное в начале двадцатого века, накануне большевистского переворота. И, наконец, восстановленная в двадцать первом веке плотина медеплавильного завода, основанного в 1749 году. Около темного пруда белеет скалами Кержачья, она же Ленинская, она же Московская гора, — последнее, как уверены в Уинском, пристанище вождя Октябрьского революции.
Кстати, памятника Ленину в Уинском на удивление нет. Раньше, к дню рождения вождя, мы собирали большой материал о таких памятниках в Пермском крае.