После задержания сооснователя оппозиционного белорусского телеграм-канала NEXTA Романа Протасевича пермский поэт Антон Бахарев написал стихотворение. Он признаётся, что случай с Протасевичем стал спусковым крючком, но произведение посвящено не только ему, а в целом проблеме роста вседозволенности власти.
Напомним, 23 мая в аэропорту Минска якобы из-за сообщения о бомбе экстренно посадили самолет Ryanair Афины — Вильнюс. Чтобы сделать это, в воздух подняли истребитель. Информация о минировании в результате не подтвердилась, но после посадки белорусские силовики задержали журналиста, сооснователя оппозиционного телеграм-канала NEXTA Романа Протасевича, а затем и его девушку, россиянку Софью Сапегу, сообщает РИА «Новости».
Публикуем стихотворение Антона Бахарева:
«Точка, линия, точка, линия…
Высоко самолетик летит.
Майский день. Небо синее-синее.
Даже теплое небо на вид.
Пух откуда-то, чайка, ласточка,
Чайка, ласточка, облака.
А земля с небес — фотокарточка,
Пожелтевшая на века.
Задремав у иллюминатора,
На цветущие смотришь сады.
Просыпаешься в лапах диктатора —
И не знаешь, проснулся ли ты.
Или это, как в детском видении,
Самолетик догнал свою тень —
И полезли из тьмы привидения
В майский день, в майский день, в майский день».
— Я не хочу, чтобы это была ни оппозиция, ни хайп. Я просто смотрю на явления во времени, — прокомментировал 59.RU Антон Бахарев. — Случай с Протасевичем — это, конечно, спусковой крючок для написания. Но стихотворение о новой проблеме, оно шире. Оно о качественном скачке самодозволенности властей, возвращающейся из пожелтевших фотокарточек, и это страшно, потому что это не предел. Стихотворение не на злобу дня, оно о проблеме в целом.
По словам поэта, майский день в стихотворении — это намек на Mayday, международный позывной о помощи.
Президент Беларуси Александр Лукашенко прокомментировал ситуацию с экстренной посадкой самолета с Протасевичем и его последующим задержанием. Видео комментария опубликовали в телеграм-канале «Пул Первого».
— А вообще как мы должны были поступить? Особенно на фоне каскада угроз о минировании наших объектов. Каждый день минируют то школы, то университеты, то предприятия. В каждом случае мы реагировали адекватно полученной информации, — заявил Александр Лукашенко. — Особо отмечу: сигнал о минировании самолета был получен тоже из-за рубежа, из Швейцарии. Причем сообщение поступило в Афины, Вильнюс и Минск одновременно. Это не только наш аэропорт, а одновременно в аэропорт вылета, в аэропорт назначения и к нам. Информация была оперативно доведена до экипажа самолета. Иначе по международным правилам быть не могло, потому что в это время самолет пересек границу Республики Беларусь и находился в нашем воздушном пространстве. ХАМАС, не ХАМАС (изначально власти Беларуси предполагали, что за инцидент ответственна террористическая организация. — Прим. автора) — это сегодня не имеет значения. У экипажа было время, чтобы принять решение. У нас в воздухе под угрозой находилось 123 пассажира из разных стран и 6 членов экипажа. В районе полетов расположена Белорусская атомная станция — вблизи ее и произошел разворот этого самолета. А если бы вдруг…? Нам что, мало Чернобыля? Нам нужен еще один? А как бы в такой ситуации реагировали Соединённые Штаты Америки, с учетом своего печального опыта? Я скажу вам больше: дело не только и не столько в этом истребителе, который был поднят абсолютно по всем правилам (здесь есть военные люди), — дело еще и в том, о чём мы не говорим, что по моему распоряжению все системы защиты атомной станции, в том числе противовоздушная оборона, были подняты по тревоге и мгновенно переведены в режим полной боевой готовности. По своим должностным обязанностям я должен был защитить людей. Я думал о безопасности страны. И поймите простую вещь: если бы самолет был заминирован и было желание у террористов его взорвать, мы вряд ли бы помогли в этом. Но я не мог допустить, чтобы самолет упал на головы наших людей, после того как эти два парня погибли (накануне в Брестской области рухнул военный самолет. — Прим. автора), уводя самолет от жилых построек. Поэтому не надо меня упрекать — я действовал законно, защищая своих людей. Так будет и впредь.
Ранее пермский рэпер Сява выпустил клип «Малява Навальному». В нем он желает оппозиционеру здоровья и называет его тем, кто делает историю.