Если древние люди создавали геоглифы в виде гигантских животных, как, например, в Перу, то в СССР — в виде монументальных букв, слагающихся в фамилии вождей, названия советской державы и партии. Слова «Ленин», «КПСС» и «СССР» высаживали из сотен деревьев в расчете, что их будет видно с самолета или спутника. Советского Союза давно уже нет, а геоглифы из деревьев, посвященные его истории, до сих пор существуют, как некий привет из прошлого. В Пермском крае и на его границе с Башкирией есть несколько геоглифов, оставшихся со времен Советского Союза. Наш корреспондент побывал в этих местах и снял надписи с высоты полета дрона. В нескольких материалах мы покажем фото, расскажем истории надписей и объясним, как добраться до объектов.
Геоглифы — гигантские надписи или рисунки на земле из камней, песка, рвов и деревьев, видимые с высоты.
Первые геоглифы в Советском Союзе появились в 1970-е годы. Высадку деревьев в форме надписи, как правило, приурочивали к историческим датам. Так, посвящений Ленину на территории страны создано около нескольких десятков, примерно столько же — геоглифов «СССР», «Октябрь», «Победа». Некоторые слова «написаны» вместе с цифрами, обозначающими юбилейные даты.
Посадили лесничие и колхозники
Одна из надписей находится на границе с Башкирией, северо-восточнее села Верхние Татышлы. Надпись у башкирского села состоит из слов: «СССР» и «Октябрю — 60». Кстати, все геоглифы нанесены на карту навигаторов в виде самих слов.
Координаты объекта: 56,3021840 и 55,8739342. Добраться из Перми до него можно через Кунгур или Юго-Камский, двигаясь в сторону Чернушки, потом до Куеды. Конечная точка прибытия — поселок Верхние Татышлы. Здесь можно перекусить в кафе «Чулпан», отведав шаньги с картошкой, а в универмаге купить сладости чак-чак, баурсак, а также катек — кисломолочный национальный напиток, который делают на местном маслозаводе.
В Верхних Татышлах на улице Ленина есть краеведческий музей. В 2021 году в этом же здании открыли еще и музей Хании Фархни — «примадонны татарской эстрады», народной певицы Татарстана и Башкортостана, она родилась в Татышлинском районе. Экскурсии по музею водит ее родная сестра Фируза.
— Нашему селу 300 лет, оно большое — здесь живет семь тысяч башкир, татар и удмуртов, — рассказала 59.RU директор краеведческого музея Верхние Татышлы Айсылу Шарифьянова. — Название села «Татышлы» переводится как «Где же потерял». По легенде, один удмуртский дедушка потерял здесь свою курительную трубку. Он всё ходил по горе, где потом появилось село, искал ее, и приговаривал по-удмуртски: «Где же потерял? Где же потерял?».
Село делится на Верхнее и Нижнее, его разделяет река Бармыш или, как ее называют местные, Бармышка. В селе три мечети — Центральная, «Лилия» и «Гульнас», последние две названы женскими именами.
Надпись из лесопосадок находится почти у границы села — напротив выезда с улицы Гагарина. Увидеть с дороги ее невозможно, нужно запустить дрон.
Как рассказали в краеведческом музее, геоглиф был сделан в 1977 году.
— Тогда нашим лесхозом руководил Хайрулла Шайхуллин, — говорит директор музея. — Именно он возглавил работы по созданию надписи. В те времена было популярно делать слова из лесонасаждений. Хайрулла возглавлял лесхоз до 1985 года, умер в 2021 году. Сейчас лесхоз возглавляет его сын. Фотографий и подробностей истории, как сажали лес для этой надписи, к сожалению, нет. Известно, что это было приурочено к 7 Ноября (день Великой Октябрьской Социалистической революции. — Прим. ред.).
Еще одна надпись, но уже более современная, находится в 13 километрах от Верхних Татышлов, примерно в 30 минутах езды на северо-запад. Не доезжая 500 метров до съезда на деревню Маматаево, находится массив леса, который составляет надпись «Маматаево-60». Ее можно увидеть сверху. Координаты объекта: 56.351240, 55.704430. Название Маматай, по версии местных жителей, произошло от имени основателя села, Мамета Кузаева.
Надпись сохранилась лучше татышлинской, имеет более четкие очертания, так как была сделана позже на 20 лет.
— Деревья здесь посадили в 1998 году, когда председателем колхоза имени Салавата был Радиф Султанов, — также рассказала Айсылу Шарифьянова. — Сейчас этот колхоз объединили с колхозом имени Ленина. Посадкой занимались директор Татышлинского сельского лесхоза, заслуженный лесовод Республики Башкортостан Шамиль Зиннатуллин, лесничий Айрат Шайхуллин, техник Бахтегар Арманшин и другие сотрудники лесхоза.
Управление природой и идея бессмертия
С чем связано появление надписей и как их можно объяснить, рассказывает доктор исторических наук, завкафедрой междисциплинарных исторических исследований Пермского государственного национального исследовательского университета Галина Янковская.
— Об этих надписях на время забыли, а сейчас к ним опять возник интерес, — говорит 59.RU эксперт. — Первые были посвящены Ленину и появились в 1970 году, когда широко отмечалось 100-летие вождя. Тогда это часто позиционировалось как народная идея, инициатива отдельных лесничих «снизу». Но мы понимаем, что высадка лесопосадки из тысячи саженцев не могла обойтись без поддержки государства.
Историк видит в советских геоглифах воплощение идеи бессмертия.
— Почему решили создавать надписи именно из деревьев, ведь уже были монументы советской тематики из мрамора и бронзы? — продолжает специалист. — Сама высадка дерева в память о человеке восходит к древним мифам и религиям, где древо — символ жизни. Согласно им, посадить дерево значит дать жизнь чему-то. Помните, был такой почти мантрический лозунг: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»? А как визуализировать эту идею? В этих надписях символическая идея как раз материализуется. То есть посадка деревьев в честь вождя — это визуализация идеи бессмертия и вечности ленинских идеалов. Думаю, что тот же лесник из лесхоза, занятый на таких идеологических проектах, также находил в этом какие-то варианты своего приобщения к бессмертию, рассуждая, что после него останется что-то символическое, вечное.
По мнению специалиста, появление геоглифов из деревьев связано также с идеей преобразования природы.
— Это такой памятник человеческому техно-оптимизму, человеческой самоуверенности, — считает историк. — За такими проектами прослеживается идея в том, что мы можем управлять природой, регулировать, проектировать ее по своему замыслу. Корни этой идеи уходят в 1940–1950-е годы, когда был провозглашен сталинский план преобразования природы. Это было связано с преодолением опасностей и рисков для экономики, существующих в разных климатических зонах. Например, степь. Если в ней не высаживать лесозащитные полосы, то распашка полей может закончиться экологической катастрофой — там будут торнадо, а плодородный слой унесется ветрами, изменится климат. Поэтому в советскую эпоху для борьбы с засухой начали массово высаживать лесополосы. Счет шел на тысячи саженцев, на километры протяженности. Это был гигантский план по улучшению природы, победы над ней. Идея, что природу можно использовать как инструмент, как средство трансляции своих идей, была жива и в 1970-е годы.
Еще один смысл в популяризации геоглифов, по мнению историка, — в общественной идее, которая объединяет людей.
— Эту надпись невозможно увидеть не то что с земли, но и с ближайшего столба, — рассуждает Галина Янковская. — Но ее видно с самолета или из космоса. В этом есть некая неосознанная религиозная гражданская идея: то, что мы напишем, можно увидеть только с небес. Также в идее создавать гигантские надписи отразились результат и атмосфера холодной войны, соревновательности между сверхдержавами. «Американские космонавты посмотрят сверху, и увидят, какие мы великие и могучие».
Специалист обращает внимание на то, что идея создавать гигантские надписи из деревьев не умерла, надписи продолжат высаживать и сейчас.
— В 2020 году состоялась международная акция «Сад памяти», когда посадили 27 миллионов саженцев — по числу в честь погибших в годы Великой Отечественной войны, официально зарегистрированных. Это тоже такой был символизм, поддержанный государством. Но есть и частные инициативы: на подъезде к микрорайону Гайва несколько лет назад появилась надпись «Гайва» из молодых елейочек. Надписи с географическими названиями — это такой способ маркирования территории, геобрендинг. Таким образом, создается объект туристической привлекательности.
В следующих публикациях мы расскажем еще о двух надписях из леса в Прикамье — «Слава КПСС» и «Кузнецов».
Не менее интересным для туристов будет путешествие к прикамским виадукам — огромным мостам для поездов, которые возводят над оврагами. Мы рассказывали о них в большом репортаже. Также делились путеводителем, в каких местах можно побывать, добравшись до них на электричке.