Вы наверняка удивились бы, увидев в Индии человека в русской косоворотке. А такое возможно. Пермяк Сергей Беккер переехал в эту страну и открыл небольшое производство рубах старинного кроя. Его впечатлили местные жители, которые бережно относятся к своим традициям.
В Перми Сергей работал журналистом и занимался общественными проектами, например, придумал, организовал и провел благотворительный арт-фестиваль «Всякое добро». Потом переехал в Санкт-Петербург.
В сезоне 2019–2020 года он четыре месяца провел в Индии, после чего вернулся в Россию. В сентябре 2022 года после объявления частичной мобилизации в стране Сергей Беккер снова решил уехать в эту южноазиатскую страну. С ним вместе переезжала жена Ирина.
— В Индии замечательная жизнь, это очень гостеприимная страна. На самом деле Индия очень разная, если присмотреться к каждому конкретному человеку, начинаешь понимать его особенности, — рассказывает Сергей Беккер. — Потому что штат от штата очень сильно отличаются. Еще недавно это были отдельные княжества со своими языками, своими традициями, часто враждовавшие между собой, поэтому как единая и независимая страна Индия сложилась только в XX веке. А если говорить о традициях в одежде, то они, конечно, имеют более глубокую историю. И говорить о какой-то традиционной индийской одежде, наверно, не приходится. Только при взгляде издалека может показаться, что это что-то общее. А традиции уходят в разные языки, разные культуры, разные периоды миграции людей на этот субконтинент.
Как говорит Сергей, русских в Индии не так мало и к ним здесь относятся хорошо. А в Гоа постоянное русское сообщество существует не первое десятилетие. Сейчас Сергей с супругой живут в курортной деревне Морджим в индийском штате Гоа, а до этого жили в Кериме в северной части Гоа. Но в Индии оставаться не планируют, хотя о дальнейших планах предпочитают не говорить.
Сергей Беккер работает учителем в сезонном проекте, это русскоязычная школа для ребят, которые вместе с родителями приезжают на зиму в Индию. Весь прошлый сезон он преподавал все предметы для начальной школы. Сейчас сезон закончился, но Сергей продолжает вести индивидуальные занятия как репетитор. Три года назад мы подробно рассказывали об участии Сергея в этом проекте, о том, как он готовился, чем такая школа отличается от обычной российской и о другом.
О культуре Индии собеседник говорит с интересом.
— Когда я приехал сюда, был впечатлен тем, какое большое количество разных народов живет, сосуществует в Индии. Таким образом они бережно хранят свои древние традиции, культуру и, в частности, одежду, — говорит Сергей. — Если это представители южной Индии — тамилы, то они носят лунги (традиционная одежда, выглядит как полоса цветной хлопчатобумажной ткани, которую оборачивают вокруг пояса у мужчин или середины груди у женщин наподобие длинной юбки. — Прим. ред.). Если это сикхи, то они непременно носят дастары (обязательный головной убор сикхов в форме тюрбана. — Прим. ред.) и так далее. Отношение к одежде и культуре, к истории одежды очень трепетно здесь.
На фоне этого возродить подзабытые русские рубахи — косоворотки бывшему пермяку показалось актуальной и интересной идеей. Ведь, как уже было сказано, в Гоа живет много русских. Тогда Сергей решил шить эту одежду для них, используя тонкие индийские ткани, которые идеально подходят к жаркому климату.
Косоворотка получила свое название из-за того, что ее ворот шили не посередине, как у обычных рубашек, а сбоку. По данным из открытых источников, есть несколько предположений о том, почему так делали. Предполагается, что такой ворот позволял спрятать цепочку с нательным крестом, что он мог лучше защитить от ветра и холода, а еще по одной версии — это дань военной традиции (на левую сторону застегивалась кольчуга).
— Даже сами русские не все знают об этой давней и очень русской форме одежды. В ХХ веке косоворотки вышли из употребления. А почему они вышли — тоже любопытная история, — рассказывает собеседник. — Собственно, косой ворот шился для того, чтобы не показывать нательный крест, это было не принято у русских. Как только вышли из употребления кресты с коммунистическим режимом, так вышли из употребления косоворотки. <...> Дело еще в том, что ситец, из которого чаще всего шили косоворотки, на самом деле родом из Индии. Именно такой набивной (то есть с рисунком. — Прим. ред.), цветастый, нарядный. То, что как раз любили раньше в России в XIX веке. В общем-то, он отсюда пришел. Сначала через Европу, через Португалию, Англию, потом в Россию попал, ткань стала очень популярной. Глядя на эти любопытные исторические, культурные пересечения, пришла идея шить такие нарядные рубашки.
По словам Сергея, ему приносит радость видеть положительные отзывы людей, которые фотографируются и выкладывают в соцсети фото в отшитых им косоворотках. Еще приятно, когда люди называют такую идею классной, а рубахи им нравятся.
Ранее мы рассказывали историю пермячки, которая шьет чепчики для взрослых. Ольга Фёклина начинала с детской, но постепенно перешла на одежду для взрослых, однако отголосок детства всё еще есть в придуманных ей изделиях.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.