Экология истории И в 70 лет — по горам. История исследовательницы, обнаружившей в Прикамье около 150 видов редких растений, которых раньше не находили

И в 70 лет — по горам. История исследовательницы, обнаружившей в Прикамье около 150 видов редких растений, которых раньше не находили

Тамара Белковская в экспедициях встречалась и с медведями, когда была одна, но это не редкость на Вишере

Тамаре Петровне, как и другим исследователям, нужно было проходить длинные и сложные маршруты в экспедициях

Сегодня, 19 декабря, отмечает 85-летие ботаник Тамара Петровна Белковская. Ее имя известно исследователям Пермского края и России, она одна из тех, кто стоял у истоков создания Вишерского заповедника, исследовала его труднодоступные территории. Благодаря ее работе камни Ветлан, Говорливый и другие стали памятниками природы, она обнаружила в Прикамье около 150 видов растений, которых раньше здесь не находили. Тамара Петровна рассказала 59.RU о том, как начала заниматься ботаникой, как находила новые для края растения там, где, казалось бы, побывали уже многие известные биологи, и как дважды встречалась с медведями, когда шла по заповеднику одна.

Изучала пшеницу в Казахстане и растения на Вишере

Тамара Белковская родом из Свердловска (старое название Екатеринбурга), поступила в Уральский госуниверситет на биологический факультет. Будучи студенткой вышла замуж за пермяка и перевелась на третьем курсе в Пермский государственный университет на кафедру ботаники.

— Уже будучи в Пермском университете хотела на гидробиологию идти, но получилось так что места уже были заняты, — рассказывает 59.RU собеседница. — Остались места только на ботанику, и я благодарна судьбе, очень благодарна судьбе, что я попала туда. Потому что именно там, как я поняла, было мое место. Потому что с растениями мы все связаны по жизни с самого детства. И у нас всегда был сад-огород, поэтому я вообще была близко с растениями связана.

В то время кафедрой ботаники заведовал профессор Анатолий Николаевич Пономарев. Собеседница отмечает, что это крупнейший ученый и специалист в области антэкологии, которая изучает процесс соцветения, опыления, оплодотворения у растений. Именно он и ввел название антэкологии как особого направления в ботанике и был одним из его основоположников. Это особенно важно в изучении сельскохозяйственных культур, так как от того, как будет идти процесс, зависит урожайность. Тамара Петровна говорит, что была счастлива учиться на его кафедре и тоже занималась этим направлением.

Аспирантские годы Тамара Белковская провела в Казахстане, где работал всесоюзный институт зерновых культур, чтобы изучать разные сорта пшеницы в условиях целинного края для своей диссертации. Позже исследовательница стала заниматься реликтовой флорой. Так называют флору, ранее распространенную в конкретной местности, но теперь практически вытесненную другой растительностью. Как объясняет Тамара Петровна, это прежде всего скальные образования, где своеобразный микроклимат, почвенные и другие условия, которые позволили сохраниться древней доледниковой флоре.

— Где бы я ни была, всегда собирала гербарий. Мне это очень интересно просто по своему характеру, я не могу объяснить, или по особому складу ума. Даже когда я пшеницами занималась в Казахстане, я всё равно там собирала гербарий. Потому что мне было интересно, что там растет, чем отличается дикорастущая флора от нашей уральской флоры, — говорит Тамара Петровна.

Исследовательницы занимаются перекладыванием гербария

Ботаник исследовала более 30 памятников природы Прикамья, в том числе на территории Вишерского заповедника.

— Когда я попала на Вишеру, то [увидела] там обнажения совершенно необыкновенные. Один камень Ветлан тянется на два километра и поднимается почти на 100 метров. Там вообще раздолье для ботаника, для ума. Волнительно всё даже, — рассказывает специалист. — Вот там я открыла очень много растений, которые не были известны в нашей флоре. Кроме того, почти все вишерские памятники [природы] стали памятниками с моей подачи, и с моей подачи утверждены в этом статусе. Это Ветлан, Говорливый, Писаный, Веслянский бор-верещатник, что-то еще. А всего по моим данным утверждены в статусе памятника природы Пермской тогда области около 30 объектов.

По данным пресс-службы Вишерского заповедника, исследовательница стала автором более 70 научных статей о растениях, занесенных в Красные книги СССР, РФ и Прикамья, научно-популярного телевизионного фильма о редких растениях нашего региона «Кунгурский феномен». На территории заповедника обнаружила 90 ранее никем не приводившихся видов, а в Пермском крае — около 150.

— В первый мой заход на Ветлане я сразу вышла на незнакомый мне папоротник, — вспоминает женщина. — Этот папоротник оказался новым для пермской флоры, его никто не отмечал. Многорядник Брауна. Вот вам пример. Вроде бы сколько людей, и в том числе ботаников, посещали Ветлан, а всё равно что-то осталось. И так будет, наверно, всегда. <...> Нельзя никогда быть уверенным, что ты сделал всё, что можно.

Тамара Петровна считает: то растение ученые могли не заметить раньше, так как были там не в то время, а ей повезло.

Фото сделано в 2006 году. На снимке слева направо Евгений Савичев, Ирина Прокошева, Тамара Белковская

«Подняла голову и увидела, что в 20 или 15 метрах от меня сидит медведь»

Дважды исследовательница встречалась с медведем. В первый раз она вышла на него по тропинке.

— Вышла на медведя, который сидел под деревом и, увидев меня, ужасно испугался, из чего я сделала вывод, что это молодой медведь. Я даже испугаться не успела, как он, простите за выражение, сиганул с этого места, где он сидел, по склону. Я просто удивилась и пошла дальше, — вспоминает бывший научный работник заповедника.

Вторая встреча с хищником была более опасной. Женщина присела, чтобы разложить в папке собранные растения для гербария. Процесс занял длительное время, а когда закончила, заметила рядом медведя.

— Подняла голову и увидела, что в 20 или 15 метрах от меня сидит медведь на задних лапах и смотрит на меня в упор. Вот тут я очень даже испугалась. Думаю, сидит, видимо, давно и наблюдает за мной, — рассказывает собеседница.

Тамара Петровна не знала, что делать. Стала говорить себе под нос, чтобы медведь ушел (он, конечно, ее не слышал). А животное посидело, развернулось и убежало. По словам собеседницы, все работники Вишерского заповедника встречались с медведями, но случаев нападения на людей на его территории не было. Она считает, что те уже привыкли к людям, которые давно работали на Вишере.

На вопрос о том, изучала ли она растения за пределами Прикамья, женщина отвечает, что наш край неисчерпаем и ботаники могут здесь еще работать и работать.

«Как женщина в 70 лет взбиралась в эту гору наравне со всеми»

А это фото 2007 года. Тогда специалистам пришлось сквозь туман и дождь выискивать и фиксировать наиболее редкие растения, а гербарные газеты сушили на костре

Сейчас Тамара Белковская на пенсии, не так давно уволилась из Вишерского заповедника. Она не выезжает исследовать флору, потому что «уже не под силу».

— Это же горные местности, это же подъемы в горы, это длинные маршруты для сильных людей, а не для моего возраста, — поясняет она.

Дочь и внучка Тамары не пошли по ее стопам, не занимаются наукой.

— Дочь филолог, она далека от того, чем я занималась. Так скажем, моим профилем может заниматься человек физически абсолютно здоровый, сильный и, я бы сказала, еще и бесстрашный, потому что Вишерский заповедник в этом смысле опасный объект природы, там водятся медведи, — говорит Тамара Петровна. — И часто медведи выходят на нас. Это не каждый человек может переносить.

По просьбе сотрудников научного отдела заповедника его работники поделились воспоминаниями об экспедициях с Тамарой Белковской. Тимофей Гладков, например, рассказал о походе в 2007 году в северную часть Муравьиного хребта. Вот небольшой отрывок.

— Шли впятером. Мне оставалось только удивляться, как женщина в 70 лет взбиралась в эту гору наравне со всеми, проваливаясь иногда по колени в болото и, почему-то, нагрузившись двумя рюкзаками. Когда добрались до места и поставили лагерь, пошел дождь… Собирать гербарий по-нормальному было бессмысленно — очень сложно его высушить. Через нашу гору сильный ветер несколько дней гнал плотную тучу. Мы делали небольшие вылазки, сквозь туман пытаясь что-то выискивать, и фиксировали наиболее редкие растения, а гербарные газеты пытались высушить на костре. <...> Я до сих пор пользуюсь тем багажом знаний по ботанике, который получил тогда от Тамары Петровны, с благодарностью и восхищением к этой отважной и увлеченной наукой женщине.

Тамара Петровна сейчас на пенсии, с 2012 года она не выезжала на территорию заповедника
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем