Развлечения мнение «Редчайший пример уважения к событиям и людям»: рецензия на фильм «Командир» о Геннадии Зайцеве — пермяке, возглавившем «Альфу»

«Редчайший пример уважения к событиям и людям»: рецензия на фильм «Командир» о Геннадии Зайцеве — пермяке, возглавившем «Альфу»

Лента, которую частично снимали в Прикамье, рассказывает о захвате школьного автобуса во Владикавказе

Командира «Альфы» Геннадия Зайцева играет Кирилл Зайцев

22 февраля в прокат вышел фильм «Командир» (16+), посвященный жизни первого командира группы «Альфа» Геннадия Зайцева. Поскольку он был уроженцем Пермской области, часть фильма снимали в нашем крае, и в Перми даже прошел предпоказ картины. Журналист Григорий Ноговицын посмотрел ленту и рассказывает, почему «Командир» — отличный фильм о выдающемся человеке, даже несмотря на то, что это крайне посредственный байопик.

В ночь с 5 на 6 сентября 1972 года на Олимпиаде в Мюнхене группировка «Черный сентябрь» совершила теракт, в котором погибло 11 членов олимпийской сборной Израиля. После этой трагедии спецслужбы разных стран поняли необходимость создания спецподразделений по борьбе с терроризмом. Так в КГБ СССР в 1974 году было решено сформировать «Группу "А"», которая войдет в историю как «Альфа».

Создан советский антитеррористический спецназ был как нельзя вовремя, ведь в СССР на тот момент уже были случаи захвата заложников и попытки угона самолетов. В 1980-е, когда общество и государство входило в стадию социально-экономической турбулентности, количество терактов в СССР только увеличилось. «Альфа» крайне эффективно решала эти кризисные ситуации, спасая жизни людей.

Значительной частью этих операций непосредственно руководил первый командир «Группы "А"» Геннадий Алексеевич Зайцев. Его жизни и посвящен фильм «Командир». За две недели до этого в Перми прошел предпоказ картины с ее создателями. Ведь Геннадий Зайцев — наш земляк, уроженец деревни Антыбары Чусовского района, и часть фильма была снята как раз на Чусовой. Планировалось, что на предпоказ в Пермь приедет сам Геннадий Алексеевич (ему в этом году исполнится 90 лет!), но он заболел и не смог прилететь.

«Командир» снят двумя режиссерами — Александром Гурьяновым и Тимуром Хваном, возможно, из-за этого в самой картине чувствуется некая двойственность. Сначала она рассказывает о теракте в Мюнхене и одной из операций «Альфы», которой командовал Зайцев, а затем уже переключается на биографию главного героя. И половина фильма — байопик о том, как мальчик из глухого уральского села, вынужденный работать, чтобы помогать маме и сестрам, переживая испытания, проходя службу в отдельном кремлевском спецполку, встречая замечательных людей, командиров и друзей, а также свою возлюбленную, становится настоящим офицером. Офицером, заслуги которого настолько неоспоримы, что Зайцева ставят командовать новым уникальным подразделением несмотря на то, что он еще с юности болен радикулитом. Офицером, который понимает, что важна каждая жизнь, и на этом принципе строит работу всего антитеррористического подразделения.

Сцена из биографической части фильма

И вот эта биографическая часть «Командира» работает очень слабо. Да, она подробно рассказывает о становлении без сомнения выдающегося и достойного подражания человека, но тут фильм очень перегибает с патетикой, нравоучительностью и пафосом. Герои тут не общаются как живые люди, а кидаются друг в друга лозунгами и экспозицией, почти никак не подтверждая свои слова делами, потому что самих поступков героев тут крайне мало. А ведь это золотое правило драматургии (и вообще жизни) — героя характеризуют только поступки.

Геннадия Зайцева играет его однофамилец — артист Кирилл Зайцев (кстати, сыгравший в «Движении вверх» (6+) другого выдающегося человека, связанного с Пермью — баскетболиста Сергея Белова), и он всё делает отлично, но в какой-то момент кажется, что еще чуть-чуть, и его образцово-показательный Дядя Степа превратится в мужика с плаката «Не хватайся за оголенный провод!».

И когда «Командир» опасно приближается к той черте, за которой фильм бы превратился в утопающую в патоке и кумаче пошлятину, он очень резко меняется, и все проблемы начала картины искупаются с лихвой. Потому что во второй своей части «Командир» меняет жанр и из байопика превращается в уже совсем другой фильм, снятый в благородном жанре «история об операции по освобождению заложников».

Сцена захвата заложников в автобусе

Из многочисленных операций «Альфы», которыми командовал лично Зайцев, авторы выбрали одну самую показательную и поистине уникальную. Операцию, в которой спецназовцы не сделали ни одного выстрела и даже пальцем не тронули террористов. При этом все заложники остались целыми и невредимыми, а преступников удалось оправить за решетку.

Это случилось в декабре 1988 года, когда в городе Оржоникидзе (ныне Владикавказ) банда под руководством уголовника-рецидивиста Якшиянца (в фильме его зовут Хачиянц, роль исполнил Артем Ткаченко) захватила автобус со школьниками. Террористы развесили по салону емкости с бензином и угрожали все взорвать, если им не дадут денег и не вывезут на самолете в Израиль (с ним у СССР не было дипотношений, и бандиты думали, что оттуда их не выдадут). Вылетевший на место с «Группой "А"» Зайцев лично вел переговоры с террористами.

Роль террориста исполнил Артем Ткаченко

В этой части герои фильма тоже только и делают, что разговаривают. Но теперь каждое слово — это поступок. Ведь одна неверная фраза, любое неправильное движение могут обернуться ужасной трагедией (зрителю предварительно специально показывают, как чудовищно выглядят неудачи в таких операциях). Тут наконец-то и раскрывается герой Кирилла Зайцева — расчетливый и сверхпрофессиональный, но при этом живой и в меру волнующийся офицер (ломающий его в ответственный момент приступ радикулита делает персонажа только живее), пытается спасти всех, кого может, даже ценой собственных погон. Он вступает в тяжелейший поединок характеров и умов с отмороженным и непредсказуемым, но чертовски хитрым подонком Хачиянцем, которого Артем Ткаченко играет, выкручивая отрицательную харизму героя на максимум, но не переходя тех пределов, за которыми начинается карикатура.

Конечно же, командир побеждает в этой схватке, но детально воссозданный накал реальных событий держит в напряжении до самого конца фильма, даже если зрителю известно, что с заложниками всё будет в порядке, а вылетевших за рубеж террористов сразу же выдадут в СССР. Всё-таки реальность самый лучший драматург, а незначительные художественные дополнения тут только идут на пользу всему повествованию. Например, сомнения Зайцева и его руководства в том, что Израиль отдаст террористов. В реальности командир «Альфы» точно знал, что находившая в Израиле советская консульская группа (о существовании которой преступники не подозревали) уже договорилась о том, что всю банду отдадут.

Вообще, для авторов фильма были настолько важны точность и достоверность в демонстрации реальных событий, что на роли родителей школьников, оказавшихся в заложниках, позвали тех людей, кто в 1988 году действительно был заперт бандитами в том самом «взбесившемся автобусе» (так назвался фильм, снятый в 1991 году по мотивам тех же событий).

Роли родителей детей из автобуса сыграли люди, которые в 1988 году были заложниками

Финал картины оставляет настолько сильное впечатление, что неудивительно, почему на предпоказе в Перми весь зал «Кристалл-центра» аплодировал авторам фильма стоя. «Командир» — редчайший для нашего кино пример действительно уважительного отношения к реальным событиям и людям, о которых он рассказывает. И сам посыл фильма, заключенный в его слогане — важна каждая жизнь — тоже невероятно актуальный и ценный. Но черт подери, как же было бы лучше «Командиру», если бы у фильма не было первой, биографической половины, или ее как-то иначе сделали бы. Ведь из-за этого зрителю, чтобы увидеть отличную, берущую за живое, полную напряжения и достоверности историю, придется изрядно запастись терпением.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем