Город Спецоперация на Украине подробности «Им обещали помилование»: в Прикамье жены и матери осужденных написали жалобу омбудсмену на вербовку в колониях

«Им обещали помилование»: в Прикамье жены и матери осужденных написали жалобу омбудсмену на вербовку в колониях

Массовое обращение написали родственники осужденных ИК-1, ИК-10, ИК-9 и ИК-40

Родственники осужденных вместе с членом ОНК Прикамья Оксаной Асауленко (в центре) пришли в аппарат уполномоченного по правам человека, чтобы подать коллективное обращение

На минувшей неделе действующий на тот момент* член Общественной наблюдательной комиссии Прикамья Оксана Асауленко опубликовала пост в своем сообществе во «ВКонтакте» о том, что родственники осужденных, отбывающих наказание в прикамских колониях, сообщают о случаях вербовки для участия в спецоперации. Мы встретились с родственниками осужденных и поговорили с ними. 7 октября они подали к краевому уполномоченному по правам человека коллективное обращение. В этот же день омбудсмен Прикамья Павел Миков прокомментировал, что участие осужденных в спецоперации может быть законно — но не всех.

Общественная наблюдательная комиссия Пермского края по защите прав человека в местах принудительного содержания имеет право проверять колонии, СИЗО, отделы полиции, ИВС, центры временного содержания иностранных граждан и даже психиатрические больницы. Комиссию переизбирают каждые три года. Максимальное количество членов в ней может доходить до 40 человек. Кандидатов могут выдвигать организации с правозащитной деятельностью. Утверждает состав ОНК Общественная палата РФ. В пермской ОНК второго созыва (2019–2022 гг.) было 18 членов. В этом году ОНК переизбрали на следующие три года. В новом составе всего 13 членов. Мандаты новые участники ОНК получат 14 октября 2022 года. Без мандатов они не могут посещать исправительные учреждения, поэтому пока эти полномочия сохраняются за старыми членами ОНК. Чтобы приехать с проверкой в колонию, достаточно собрать двух членов ОНК, один участник комиссии не может выехать с такой проверкой. В Пермском крае для ОНК достаточно масштабный размер работы: 90 отделов полиции и 33 учреждения ГУФСИН.

ИК-9: «выстроили на плацу и предложили службу»


7 октября в аппарате уполномоченного по правам человека Прикамья встретились родственники осужденных и член региональной ОНК Оксана Асауленко. Они подали коллективное обращение о том, что в ИК-40, ИК-1, ИК-9 и ИК-10 происходит вербовка заключенных для участия в спецоперации.

Как сообщила 59.RU жительница Перми Светлана Бабушкина, ее 27-летний сын отбывает наказание в исправительной колонии № 9 строгого режима (ИК-9) в Соликамске по статье 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств». В колонии он уже отбыл половину срока. У мужчины трое детей от предыдущего брака, две девятилетние близняшки и семилетняя младшая дочь. Мать осужденного рассказала, что ее сына завербовали для участия в спецоперации, пообещав помилование через шесть месяцев.

— Из достоверных источников я узнала, что частная военная компания (ЧВК) прилетела ночью 3 октября, выстроили осужденных на плацу в дождь и предложили военную службу, — говорит Светлана Бабушкина. — Им предложили идти на спецоперацию, а через полгода у них будет свобода — помилование, судимость их гасится, а когда они подписывают контракт — у них уже будет на руках помилование. Такого быть не может. Им пообещали очень большую зарплату в короткий срок. Сказали, что они в течение месяца пройдут обучение на полигоне под Тюменью. Они согласились на этих основаниях. Им красиво описали, что они всем будут обеспечены.

По словам Светланы Бабушкиной, в ИК-9 согласились около 200 осужденных, но после передумали и сейчас согласны около 100 человек.

— Я обращалась в ГУФСИН, но мне там сказали: «Вы вообще откуда это взяли, у нас такой информации нет», — рассказывает Светлана Бабушкина. — В колонии на звонки не отвечают, если берут на коммутаторе, то далее трубки снова не берут.

Как говорит собеседница, заключенные заполняли анкеты. У ее сына серьезное заболевание. Женщина считает, что на его анкете нужно было написать «не годен», однако заявку сына не отсеяли.

— Я не могу его уговорить, чтобы он отказался. Его позиция, что для него это «мужской поступок», «я не служил». Он не понимает, что у него не такой остался большой срок — два года, — говорит Бабушкина. — Я понимаю, [когда] туда идут люди, которым надо сидеть по 10 лет. У меня сын ведомый, поэтому куда толпа — туда и он.

По словам Светланы Бабушкиной, из колонии заключенных хотели вывезти в ночь с 10 на 11 октября.

ИК-40: «Фамилии зачитывали из списка»


Супруга еще одного осужденного, жительница Перми Головкова (женщина попросила не упоминать только ее имя, потому что не хочет, чтобы о ее истории узнал работодатель. — Прим. ред.) сообщила 59.RU, что ее муж был приговорен к 4,5 года за драку с сотрудниками полиции. В колонии он находится второй год. В этом году мужчина хотел готовить документы на смягчение режима — на колонию-поселение, а потом — на УДО.

Сейчас ее 35-летний супруг отбывает срок в ИК-40. Мужчина является бывшим военным.

— То есть опыт есть, поэтому я даже не сомневалась, что ему предложат, — рассказывает женщина. — Муж мне пояснил, что, когда к ним в колонию приехали, его сразу назвали, он есть в каком-то списке, фамилии зачитывали по нему. Ему обещали, что через полгода его амнистируют. Я его отговаривала, говорила, что это незаконно. Потом связи с ним уже не было. Сначала муж сказал, что их должны увезти 6 октября. Потом информацию уже мне передали не от него. Один день его видели в колонии, а потом — нет. Мне передали, что 6 октября их не отправили.

По словам Головковой, с 3 октября в колонию не дозвониться. Последний раз она общалась с мужем 2 октября по видеосвязи через приложение «Родная связь».

«Родная связь» — это комплекс услуг связи для осужденных, находящихся в исправительных учреждениях ФСИН России для их родственников и друзей.

— Я переживаю и боюсь за него. Он, конечно, может выдержать и побои, он у меня крепкий, сильный, он не боится этого. Но там же можно всё равно любого сломать, — говорит женщина. — Я понимала, что он может согласиться, потому что ему горы пообещали и у него цель — выйти быстрее. Тем более у нас сын в первый класс скоро, и у меня еще двое детей от первого брака.

По словам женщины, 12 октября ей удалось созвониться с мужем, он всё еще в колонии.

— Сказал, что отказ написал. Но я думаю, он мне врет, специально так говорит, чтобы успокоилась, — резюмирует собеседница.

Родственники осужденных сейчас обращаются во все правоохранительные и правозащитные структуры

ИК-1, строгий режим: объявили карантин


Жительница Суксуна Любовь Опарина рассказала 59.RU, что ее 41-летний сын отбывает срок в ИК строгого режима № 1 в Соликамске уже 6-й год из 15 лет приговора. У мужчины двое детей.

— Это ИК-1 при «Белом лебеде», строгач. Сын не звонит с 3 октября, — говорит Любовь Опарина. — Такого еще никогда не было, чтобы ребенок не позвонил на «Родную связь». Потом я узнала, что вывоз ребят запланировали на 11 октября. Мне сообщили, что 181 человек согласились из ИК-1. Эти осужденные сейчас изолированы, общения ни с кем нет, связи вообще нет, даже с начальством колонии не соединяют. Туда, к ИК-1, еще одна мама приехала, хотела сделать передачку. Ее не пустили. Потом мне сообщили, что рядом к больнице на «девятку» (ИК-9 в Соликамске, при ней больница для заключенных) прилетали вертолеты. Весь Соликамск в шоке, что вертолет садился туда на площадку в зону. Мобилизованным мы помогаем, а осужденным кто и что принесет? Они их вывезут и бросят там. И всё.

10 октября ГУФСИН Прикамья разместил на своем официальном сайте информацию о том, что в ИК-1 приостановили краткосрочные и длительные свидания — там объявили карантин по коронавирусу, как уточнили в ответе на запрос 59.RU, в колонии много заболевших. В ведомстве попросили родственников и осужденных с пониманием отнестись к ограничительным мероприятиям. Также в ведомстве подчеркнули, что в других колониях нет карантина по коронавирусу, а ограничительные меры не связаны с деятельностью ЧВК. О снятии карантина сообщат дополнительно, отметили в краевом управлении ФСИН.

ИК-10, строгий режим: одобрили без трех пальцев


О ситуации в ИК-10 строгого режима 59.RU рассказала жительница Лысьвы Татьяна Лазукова. Ее 32-летний жених Николай Терехин отбывает наказание в этой колонии по статье «Кража с банковского счета». Суд назначил мужчине три года и восемь месяцев колонии. Он уже отбыл три года.

Отбывая наказание еще в другой колонии — ИК-35, в марте 2021 года Николай Терехин повредил правую руку во время работы на станке. После ЧП у мужчины нет указательного, безымянного пальцев и мизинца.

— Им там мозги пропудрили. Обещали через полгода амнистию, — говорит Татьяна Лазукова. — Насколько я знаю, осужденные написали завещания и прошение на помилование. В завещании Коля меня указал, хотя мы еще не успели пожениться, только собирались. Написал там — все деньги, которые он заработает, в случае, если погибнет, передать мне. Да, он сам согласился, но у него на правой руке нет трех пальцев и гепатит. Его признали годным, медики ему не отказали.

Терехин должен освободиться 24 марта 2023 года. Как говорит Татьяна Лазукова, после освобождения они планировали сыграть свадьбу и оформить группу инвалидности.

— Мне говорили, что из колонии хотели отправить 130 человек, везти их хотели 10–11 октября, — говорит невеста Терехина. — Я понимаю, я уважаю его порыв, если бы у Николая всё со здоровьем нормально было, то такую шумиху не поднимала. Вы их поймите, во-первых, они столько лет там в закрытом пространстве, для них это хоть какой-то шаг свободы. Во-вторых, он хочет доказать, что в этой жизни хоть что-то значит. У него брат офицер, Чечню прошел. Сейчас брат мобилизован и находится в учебном центре в Елани. Я Колю просила — не подписывай у «вагнеровцев», хочешь, придешь, сходим в военкомат в нормальную армию. Я тебя отпущу, раз ты мужчина, раз ты хочешь. Но только не так, это мясорубка. Буквально за день он мне говорил, что против, а тут передумал. Все документы у них уже в Минобороны. Их повезут или в Тюмень, или в Ростов.

Женщина показала последнюю записку от Николая из колонии: «У меня всё хорошо. Дух боевой. Если я так сделал, значит, так надо, и уже пути нет назад. Я очень сильно тебя люблю и через полгода вернусь домой. <...> Самое главное — не переживай. Всё будет хорошо! Я не думал, что они приедут так быстро. Я хотел поговорить с тобой на свиданке по поводу этого. На этом всё. Люблю тебя очень».

У Николая в колонии была серьезная травма: станком отрубило три пальца на правой руке

Татьяна Лазукова направила жалобу в генеральную прокуратуру и ГУФСИН РФ.

Уполномоченный по правам человека: конституционной обязанности защищать Отечество осужденных граждан никто не лишал


На запрос 59.RU уполномоченный по правам человека в Прикамье Павел Миков прокомментировал вербовку заключенных, о которой говорят родственники осужденных.

— Ничего в этом противозаконного нет, — сообщил 59.RU омбудсмен. — У меня тоже есть обращения от родственников осужденных граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, о том, что им предлагается написать заявление и выступить в качестве добровольцев в специальной военной операции. Напомню, что, в соответствии с Конституцией РФ, каждый гражданин Российской Федерации обязан защищать свое Отечество. Таким образом, конституционной обязанности защищать Отечество осужденных граждан никто не лишал.

Однако, как отметил Павел Миков, это касается не всех осужденных.

— Единственное, есть определенные условия, каким образом осужденные, отбывающие наказания в местах лишения свободы, могут защищать свое Отечество: это должно быть их добровольное согласие, и они должны быть осуждены по преступлениям небольшой и средней тяжести. Те, кто осужден по тяжким и особо тяжким преступлениям, даже если они напишут заявление, не могут вступить на защиту Отечества, — отметил краевой омбудсмен. — Кроме того, их невозможно официально призвать или мобилизовать, призвать по мобилизации на службу. Они могут это сделать только добровольно. В соответствии с законом о воинской обязанности и воинской службе осужденные граждане и имеющие непогашенную судимость не могут быть призваны в Вооруженные силы РФ. Поэтому они не попадают в указ о мобилизации, но добровольно, изъявив свое волеизъявление, пройдя процедуру помилования, могут выступить добровольцами и поступить в добровольческие отряды союзных войск, которые проводят спецоперацию на Украине.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем