Бизнес истории Как супруги из Перми открыли мастерскую «Сделано бобрами» и начали поставлять мебель из дерева по всему миру

Как супруги из Перми открыли мастерскую «Сделано бобрами» и начали поставлять мебель из дерева по всему миру

Артем и Мария Шеины заняты семейным бизнесом дольше четырех лет

Артем и Мария Шеины 

Мастерская с веселым названием «Сделано бобрами» работает в Перми уже несколько лет. Мебель из дерева, которую здесь производят, можно увидеть в разных странах мира — небольшое предприятие активно продает свою продукцию за рубеж. Мы пообщались с владельцами мастерской — супругами Артемом и Марией Шеиными — и выяснили, как возник этот проект и что подтолкнуло к работе на экспорт.

«Мастерская засасывает, — признается Артем. — Приходишь утром, начинаешь что-то делать — и часов до девяти вечера не вырваться» 

Трудолюбивые животные появились в названии не просто так. В пруду Пермского района, на берегу которого супруги построили дом, живет семейство бобров.

— Они валят деревья, обгрызают у них всю кору и бросают ветки, — рассказывает Артем Шеин. — Бобрам все это не нужно, а мы используем для производства мебели.

Сколотив первую табуретку из очищенных веток, Артем шутил: «Смотрите, сделано бобрами». Эта табуретка быстро обрела новый дом — заехавшие в гости друзья сказали, что для их дачи она подходит идеально. Другие друзья забрали еще одну табуретку и еще одну… Когда знакомая попросила изготовить для нее двенадцать лавок в том же стиле, стало ясно: пора открывать собственную мастерскую.

Вид каждой табуретки зависит от дерева, из которого ее изготовили

Производством занялся Артем — по первому образованию он учитель труда, работать с деревом начал еще в школе, а затем не один год занимался отделкой домов и квартир. А Мария, сидевшая в декретном отпуске с первым ребенком, стала бухгалтером, администратором и программистом в одном лице.

— Зарегистрировали ИП, составили бизнес-план, получили грант на 50 тысяч рублей по программе «Ты предприниматель», — комментирует Мария. — Через месяц поучаствовали во всероссийском конкурсе и получили там еще один грант, уже на 200 тысяч. Это был мощный толчок вперед: нас выбирают, значит, людям нравится то, что мы делаем.

Никаких кредитов супруги не брали. Мастерскую разместили в собственном дворе. Специальный инструмент понадобился только после расширения производства, а поначалу хватало того, что использовали при строительстве дома.

Символ проекта — бобер
Такие часы нередко покупают для загородных домов 

Сегодня у «Сделано бобрами» две мастерских. Та, что у дома, небольшая и в основном предназначена для черновых работ: там дерево пилят и сушат. А главное производство находится в Перми: именно здесь изготавливают мебель в рустикальном стиле — то есть с акцентом на естественную красоту природных материалов. Вторую мастерскую, как и первую, Артем Шеин построил сам.

Кривизна веток — не проблема, изгибы становятся фишками изделий 

Производство не поточное, не массовое. При создании каждого изделия обыгрывается природная форма веток и стволов. Поэтому даже в одном комплекте стулья немного отличаются друг от друга. Все предметы мебели «Сделано бобрами» придумывают сами.

— По лесу погулял, нашел интересную корягу — и сразу мысль пошла, что из нее можно сделать, — делится Артем. — Со сплава возвращаешься — опять какую-нибудь корягу тащишь. Некоторые еще сложно вывезти из-за размеров — например, зимой на снегоходе приходится ехать. Используем и городскую древесину. Кронируют где-нибудь деревья — звонят мне. Уже знают, что мне это интересно. Я цепляю легковую тележку и еду выбирать подходящие ветки. Или знакомый видит, что где-то дерево упавшее лежит, — тоже мне звонит, сообщает. Иногда вдоль строящихся дорог пни корчуют — езжу и туда смотреть материал.

«Из-за пандемии мы с детьми месяцев семь жили в загородном доме, — рассказывает Мария. — Я работала на стуле и за столом, сделанными в нашей мастерской. Прочувствовала мебель и любовь, которую ребята в нее вложили»

«Бобры» выпускают не только стулья и табуретки, но и столы, тумбочки из цельных пней, часы, светильники, тарелки, даже лестницы… Объемы зависят от заказчиков. Сейчас, к примеру, обсуждается поставка 24 стульев в Бейрут. Причем это далеко не единственный заказ из-за рубежа. «Сделано бобрами» нередко отправляют свою продукцию в Испанию и Францию, а львиную долю выручки дают США и Канада.

— За рубежом ценят ручной труд и стиль рустик, в котором мы работаем, — поясняет Мария Шеина. — В России же многие не понимают, почему изделия ручной работы стоят дороже, чем предметы массового производства. А стиль рустик практически не знают: в Google очень мало запросов на русском о такой мебели. Зато в Америке и Канаде рустик на пике популярности — там в моде все натуральное.

Из пней рождаются необычные тумбочки
Из дерева здесь могут сделать посуду и даже телефон

У «Сделано бобрами» два сайта — на русском и английском языках, есть свой магазин на международной электронной площадке Etsy. Продажи также идут через соцсети: в России — «ВКонтакте» и Instagram, за границей — Facebook и Pinterest, скоро появится страница в Instagram на английском. Всем этим занимается Мария — она сама создала оба сайта, общается со всеми покупателями, собирает все посылки. Сочетает работу и уход за маленькими детьми (сейчас дочке Кате пять лет, сыну Мише — два с половиной года. — Прим. ред.).

— Российский рынок серьезно отличается от иностранных, — говорит Мария. — В нашей стране любят тянуть до последнего — могут в двадцатых числах декабря написать, что срочно нужно к Новому году это и это. Причем как можно дешевле. За границей же заказывают заранее, и у людей есть понимание, что это будет стоить определенную сумму. К тому же там идет пропаганда второй жизни вещей, и нас ценят, в том числе, за переработку сырья, приготовленного на выброс, — например, веток, оставшихся после кронирования деревьев. Но есть и сложности: у нас тяжелый товар — из цельной древесины, его перевозка получается дорогой. Из общей цены для зарубежного рынка процентов 70 — это стоимость транспортировки. Зато как приятно читать отклики: покупатели радуются, что заказы прилетают к ним с другого континента за три-четыре дня, хвалят качество.

При обработке сохраняется фактура и естественная красота дерева 
«Дикое» зеркало сделано на заказ
Подсвечники в стиле рустик 

Срок изготовления конкретных изделий может серьезно колебаться в зависимости от материала. Так, при работе над столом на подставках из больших пней только сушка древесины заняла полтора месяца. Порой время требуется на поиск материала — если нужна коряга определенного размера или конфигурации. А иногда приходится ждать подходящую погоду для транспортировки.

— Одна из самых больших работ нашей мастерской — «Дом бобра» в Черняевском лесу, — рассказывает Артем. — Летом привезли из Краснокамска большой пень на загородный участок, обработали, подсушили, сделали из него дом. Но установить смогли только зимой. «Дом бобра» весит полторы тонны, перевезти его можно было только кран-бортом. Чтобы не повредить грунт в лесу, перемещали арт-объект в морозы, когда почва промерзла.

Необычный домик в Черняевском лесу сравнивают с жилищем водяного и сказочным теремком 

Быстрее всего изготавливают спилы — высушенные и отшлифованные деревянные кругляши: из них покупатели делают настенные панно или используют как основу для приглашений на свадьбу, натуральных новогодних игрушек и так далее. Со стороны кажется, что делать их просто. Но нужно учитывать немало нюансов: сушить не слишком быстро (иначе древесина растрескается) и не слишком медленно (тогда дерево заплесневеет), подбирать одинаковые по размеру спилы в партии до нескольких тысяч штук и так далее. «Сделано бобрами» каждый месяц выпускает примерно по пять тысяч штук таких спилов (под Новый год — в несколько раз больше), и 90% из них уходят за границу.

За пять лет производство выросло, и сегодня над проектом «Сделано бобрами» работают шесть человек: помимо супругов Шеиных еще два мастера по дереву, художница и переводчик. Из-за пандемии число заказов в этом году немного упало (в основном просели российские продажи), зато поднялся спрос на выездные мастер-классы — их проводят напарник Артема и художница.

Процесс нарезки спилов
Спилы поделены по виду древесины
Один из вариантов использования спилов — создание небольшого панно

— Первый год было очень тяжело, — признается Мария. — Мастерская только создавалась, возникало немало проблем. Непросто было и когда родился второй ребенок. Времени ни на что не хватало. Приходится утром вставать как можно раньше, чтобы успеть что-то сделать до пробуждения детей. Но с мужем работать проще, потому что мы друг друга очень хорошо знаем. Нет недопонимания. Например, если у Артема был тяжелый день, вечером полностью беру на себя детей. Мне кажется, что совместная работа очень укрепляет семью. Хотя она может стать и проверкой отношений на прочность. Для нас с Артемом «Сделано бобрами» — словно третий ребенок, который требует кучу внимания и вложений. Конечно, рабочий день у нас ненормированный. Можем уложить детей спать и до полуночи сидеть на кухне, шепотом обсуждая рабочие вопросы.

И шкатулку, и спилы можно украсить рисунками или оставить в натуральном виде
Елочные игрушки из спилов 

Супруги уверены, что будущее — именно за семейным бизнесом, где все вовлечены в процесс.

— Когда работаешь на себя, мотивация другая, — поясняет Артем Шеин. — И дети сразу вовлечены: уже сейчас помогают, ищут веточки в лесу. У нас большие планы, останавливаться не собираемся. Думаю, это не последняя мастерская. Через пару лет будем искать площади под новую, расширяться.

Супруги в загородной мастерской

Ранее мы рассказывали, как пермяк уволился с завода, чтобы делать уникальные столы и строить дома на деревьях. И как в Перми производят кукольные домики, которые покупают по всей России.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем