
Видя в магазинах упаковки «Славянских сухариков», многие пермяки и не догадываются, что это местный продукт. Хотя снеки в фирменных упаковках с улыбающимися сухариками уже больше двадцати лет выпускают именно в Перми, в Мотовилихинском районе. Мы побывали на производстве и посмотрели, как делают не только сухарики, но и гренки.
Предприятие «Славянский вкус» появилось в 1999 году, когда пять пермяков скооперировались и занялись производством снеков. Сначала это были не только сухарики, но и семечки, а также арахис. Выпускали даже кофе «три в одном». Но потом все-таки решили сконцентрировать внимание на одном продукте — сухариках.
У «Славянских сухариков» в первых партиях было всего два вкуса: с солью и со вкусом чеснока. В 2000-м добавились томатный, луковый и сырный вкус. Затем ассортимент продолжили расширять. В 2004 году, помимо новых вкусов, появился второй вид сухариков — из пшеничного хлеба (до этого делали только из ржаного) — и упаковки других размеров: помимо привычных 40-граммовых еще «двойная доза» по 80 граммов.

Хлеб для сухариков на предприятии не пекут: для этого потребовалось бы открывать дополнительное производство и выпускать хлеб большими объемами, что невыгодно. Караваи и буханки привозят с Кунгурского хлебозавода, с которым предприятие сотрудничает долгие годы. Там делают хлеб подходящего состава и качества.
Сутки привезенный хлеб отстаивается: если взять свежий, он будет сильно крошиться при резке.




Нужную «сухариковую» форму придают с помощью трех хлеборезок. Первая разрезает каравай на ломти, вторая делает из них соломку, третья — кусочки подходящего размера.






Следующий этап — обработка в трехъярусной сушильной печи, в которую постоянно подается горячий воздух. На верхнем уровне кусочки хлеба теряют основной процент влаги, подсушиваются. Потом с помощью конвейерных лент спускаются на второй ярус, более жаркий. Там досушиваются и немного поджариваются. А затем уезжают на нижний уровень, где охлаждаются. Из печи сухарики выходят слегка теплыми.


Весь процесс занимает 25–30 минут. Срок варьируется в зависимости от состава хлеба (может сказаться смена муки или других ингредиентов) и от погоды — может повлиять сильный мороз или большая влажность. За тем, чтобы сухарики получались одинакового качества, следит один из сотрудников.


Вышедшие из печи сухарики на вкус как обычный хлеб. Чтобы они стали чесночными, луковыми или какими-либо еще, их отправляют в следующий аппарат — обволакиватель, который смешивает сухарики, соль и вкусоароматические добавки. Все ингредиенты забрасываются в барабан, где форсункой распыляют растительное масло — на каждый сухарик попадает лишь по чуть-чуть.
К обволакивателю присоединен просеиватель — с его помощью убирают крошки, образовавшиеся в процессе перемешивания.


Сотрудницы раскладывают пакетики с сухариками по коробкам. При этом они следят, чтобы упаковка была целой и хорошо проклеенной, чтобы все пачки были одинаковыми по весу. Единого норматива работы за день для упаковщиц нет — объем зависит от заказов. К примеру, при нас упаковывали заказ на 250 коробок сухариков.


— Большая часть оборудования — российская, — рассказал 59.RU главный инженер и начальник производства «Славянских сухариков» Андрей Михайлов. — А что-то мы даже сами делали: когда только запускали производство сухариков, специального оборудования практически не было. Например, эстакаду верхнего транспортера собрали самостоятельно.
Отдельный зал отдан производству гренок — его запустили в 2018 году. Главное отличие — гренки делают во фритюре. При этом используют не караваи, а буханки — технологически их проще нарезать на тонкие ломтики с большой площадью поверхности. А именно такие ломтики нужны для лучшей прожарки.






Вся пленка хранится на складе упаковочного материала в больших бобинах. Для сухариков используют двухслойную, для гренок — трехслойную.

С 2014 года выпускают еще «воздушные» сухарики — их изготавливают не из хлеба, а из муки, экструдированной определенным образом. Процесс похож на приготовление кукурузных палочек: под давлением замешивают тесто, а потом вязкую смесь продавливают через форсунку (отверстие) определенной формы. Спрос на них меньше, чем на классические сухарики или гренки, но постоянные заказчики есть — «воздушные» поставляют в сети «Пятерочка» и «Семья».
— Сейчас ассортимент во многом зависит от торговых сетей, — отметил Андрей Михайлов. — Раньше поставки в основном шли на оптовые базы. Сейчас — в распределительные центры «Магнита», «Пятерочки», «Семьи», «Метро» и «Лиона». Мы подстраиваемся под их заказы.


Самые популярные вкусы сегодня — чеснок, бекон и холодец с хреном. Многие эксперименты не пошли: слабые продажи показали сухарики со вкусом острой буженины и пиццы. Пришлось отказаться и от выпуска томатных сухариков. Некоторые покупатели и сейчас предлагают вернуть этот вкус, но продавались такие сухарики не очень хорошо.
Запускать новые вкусы «Славянских сухариков» пока не планируют. А вот о расширении рынка сбыта думают. Сейчас все заказчики в основном из Пермского края. В ближайшие годы предприятие хочет расширять карту своего присутствия, заходя в другие регионы.
Ранее мы рассказывали историю «короля еды» из Кудымкара, а также семьи из Кунгура, которая печет пряники, известные по всей стране и за рубежом. Показывали, как делают рессоры для MAN, Volvo и КАМАЗов в Чусовом и как выпускают сталь и производят металлические полуфабрикаты на «Мотовилихинских заводах».