Открыть двери для посетителей и пригласить их в гости сегодня решается далеко не каждое предприятие. Между тем в мире набирает популярность промышленный туризм, подразумевающий экскурсии по заводам и фабрикам для людей «со стороны». Чем это направление может быть интересно бизнесу и зачем его нужно развивать, обсудили на круглом столе во время Пермского инженерно-промышленного форума.
Если говорить коротко, то промышленный туризм (его еще иногда называют индустриальным) помогает формировать позитивный образ предприятий, находить клиентов или бизнес-партнеров и привлекать новых сотрудников — в том числе из сегодняшних подростков, которые выбирают профессию на будущее.
— 90% российских школьников даже к 11-му классу не определились в выборе профессии, — прокомментировала руководитель программы по развитию промышленного туризма Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Шандуренко. — Они не понимают, кем хотят работать, как строить карьеру. При этом 67% россиян считают, что промышленность — это что-то несовременное.
Избавляться от стереотипа об отсталости предприятий предлагают за счет промышленного туризма: во время экскурсий люди смогут увидеть, что на самом деле на производствах используют современное оборудование и технологии. Такой туризм повышает узнаваемость брендов. Побывав на предприятии, человек будет выделять его продукцию из массы предложений. А это, в свою очередь, может положительно отразиться на продажах.
К проекту по развитию промышленного туризма в Пермском крае уже подключились четыре предприятия. Суксунский оптико-механический завод РОСОМЗ производит средства индивидуальной защиты — от касок и очков до щитков сварщика и противошумных наушников. Компания Promobot выпускает роботов-андроидов (недавно мы публиковали фоторепортаж о том, как создается внешность таких машин). Рыбное хозяйство «ДоброFish» известно как производитель и поставщик черной икры. Машзавод «Протон-ПМ» специализируется на выпуске жидкостных ракетных двигателей.
Всех их уже объединили в промышленный тур под условным названием «Роботы. Пермский период» (условия проведения экскурсий отличаются; если хотите попасть на одну из них, уточняйте информацию на сайте и по телефонам нужного предприятия). Присоединиться к проекту и организовать свои экскурсии приглашают и другие предприятия Прикамья.
Какие моменты стоит учесть
Размер предприятия неважен. Экскурсии можно организовать не только на крупных заводах и фабриках или в госкорпорациях типа Роскосмоса. Среднему и малому бизнесу тоже есть чем заинтересовать людей. Примером могут быть «Вязовские пряники» из Кунгура — на небольшое семейное производство едут туристы со всей страны и из-за рубежа. Людям нравится, что им не только рассказывают о создании пряничных досок, но и дают возможность испечь настоящий печатный пряник, а потом съесть его — горячий, только из печи — с чаем из самовара.
— Прежде всего руководителю нужно пригласить все службы, включая PR, HR, службу безопасности, — прокомментировала инженер-технолог и разработчик методических рекомендаций по развитию промышленного туризма Наталья Кисельникова. — Обсудить всем вместе и принять решение, с какой целью проводить экскурсии, какие цеха задействовать и так далее.
Определите нужную аудиторию. Возможность побывать на производстве и своими глазами увидеть рабочий процесс может заинтересовать:
школьников и студентов (как местных, так и иногородних), то есть потенциальных будущих работников;
сборные туристические группы (местные, региональные, со всей страны, зарубежные);
бизнес-группы: профессиональных покупателей и коллег по обмену опытом;
потенциальных инвесторов;
блогеров и СМИ.
Администрации предприятия нужно решить, на кого именно будут рассчитаны экскурсии, и разрабатывать программы под них. То есть учитывать возраст и интересы аудитории. То, что подойдет для восьмиклассников, покажется наивным взрослым туристам. И наоборот — школьники заскучают на экскурсии для профессионалов. Если рассчитываете привлекать разные группы, продумывайте, как будете менять программу (маршрут, рассказ и так далее) под каждую из них.
Выберите тему экскурсии — что именно вы будете рассказывать и показывать. Именно от нее зависят и маршрут, и демонстрируемые объекты и виды работ.
Составьте список объектов показа — технологических линий, зданий и сооружений, памятных мест, продукции или услуг, сотрудников и условий их труда и так далее. Не нужно пытаться охватить всё, особенно на большом предприятии. От 8 до 30 объектов — это норматив. Визит гостей на предприятие должен длиться полтора-два часа, не больше. Иначе люди просто перестанут воспринимать информацию.
Постройте маршрут так, чтобы у участников экскурсии сложилось четкое понимание о производстве. Соблюдайте последовательность видов работы. К примеру, если ваше предприятие шьет униформу, сначала покажите работу закройщиков, а только потом — швей. Кроме того, продумайте, где будут высаживаться люди из экскурсионных автобусов, чтобы попасть на предприятие (нужна организованная площадка), где для них будут проводить инструктаж и обеспечивать спецодеждой. Проверьте доступ к объектам, которые планируете показать (можно ли к ним подойти, безопасно ли это). Избегайте длительных переходов и повторения одних и тех же участков. Если необходимы переезды по территории (это касается заводов и других крупных предприятий), продумайте организацию транспорта.
Определите периодичность — как часто будете проводить экскурсии: каждый месяц, раз в полгода или с другим интервалом. Если нужны дополнительные условия (например, только по записи за месяц), обязательно их пропишите.
Выберите формат. Возможно, это будет экскурсия в чистом виде. Но можно дополнительно использовать интерактивные формы знакомства с производством: организуйте фотозону, проведите мастер-класс или конкурс, устройте дегустацию продукции (если это возможно, конечно), посещение музея или столовой при предприятии.
Назначьте экскурсовода. В этой роли может выступать сотрудник производства или смежных служб (например, PR-специалист). Важно, чтобы он умел понятно и доступно рассказывать о предприятии и при этом понимал, о чём говорит (просто заученного текста недостаточно), а также мог организовать взаимодействие разных отделов во время экскурсии.
Рассчитайте стоимость экскурсии для туристов. Возможно, вы сделаете экскурсии бесплатными — это актуально, если вы организуете их только для бизнес-групп или хотите таким образом найти новых сотрудников.
Не забудьте о сертификации туруслуг, иначе будете не вправе принимать организованные группы.
Подробную информацию и методические рекомендации по организации промышленного туризма в регионах можно найти на сайте проекта «Промтуризм» АСИ.