
В ноябре в Лысьве вновь заработала чулочно-перчаточная фабрика. На ЛЧПФ опять стали выпускать знаменитые лысьвенские носки — те самые, что раньше были почти у каждого жителя Прикамья (а некоторые носят остатки старых партий до сих пор!).
Мы побывали на фабрике и пообщались с Олегом Сасуновым, который купил обанкротившееся предприятие. Узнали о его планах по развитию бизнеса и посмотрели, что уже делают на ЛЧПФ сегодня.
Фабрика в Лысьве появилась в 1942 году. Сначала это были два отдельных производства — трикотажное и вязальное, с 1964 года они объединились в чулочно-носочную фабрику. После открытия перчаточного производства в 1970 году появилось современное название — Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика. В 2021 году фабрику официально признали банкротом и в марте реализовали имущество на торгах.
Лысьвенская фабрика — первый проект Олега Сасунова, связанный с промышленностью. Бизнесмен известен в совершенно другой сфере: он владеет компанией «Пермские автобусные линии», вместе с другими членами семьи занимается каршеринг-сервисом VoronaCar и разведением форели.
— Я давно хотел заняться производством, обдумывал разные варианты, — объясняет неожиданный интерес к легкой промышленности Олег Сасунов. — Ездил на экскурсии по предприятиям, смотрел, как там организована работа. Когда узнал, что в Лысьве продается фабрика, поехал туда, чтобы увидеть, в каком состоянии всё находится. Времени раздумывать не было — уже через день должны были состояться банкротные торги.
На этих торгах пермяк приобрел один из лотов: четыре земельных участка площадью 3 гектара и производственные помещения — основное здание, склад и гараж общей площадью 4 тысячи квадратных метров. Второй лот выкупил «Урал Пак» — на территории в 17 тысяч квадратных метров теперь размещается эта лысьвенская компания, производящая электротехнические изделия.
Покупка обошлась Олегу Сасунову в 7,4 миллиона рублей. На подготовку к запуску производства ушло еще 13 миллионов: нужно было приобрести станки и другое оборудование, восстановить коммуникации.

В основном цехе в начале ноября запустили две производственные линии — двадцать станков. Другое оборудование продолжают настраивать (на каждую машину требуется от нескольких часов до нескольких дней). В ближайшее время число работающих станков должно вырасти до сотни.




Лысьвенские носки вяжут по ГОСТу: 78% хлопка и 22% синтетики. Под каждый тип и размер носка необходим свой станок. Машина не может связать пару 23 размера, а сразу за ней — 29-го. Для этого оборудование нужно перенастраивать, что требует времени. Поэтому запускают сразу большие партии.



— Начинать тяжело. Входить в рынок тяжело — много нюансов, ранее мне незнакомых, — признается Олег Сасунов. — Но это и интересно! По первым прогнозам, у нас уже должны были работать сто станков, должны были подключить газ. Но судебный пристав снял обременение позже, чем предполагалось. Регистрация недвижимости тоже оказалась небыстрой. Станки после года простоя потребовали серьезной наладки. Тем не менее первую задачу — отстроить весь технологический цикл — мы выполнили. Следующая задача — запустить работу на полный объем.
На одном станке за смену можно связать восемьдесят пар носков (при более высокой скорости начинает рваться нить и растет количество брака). Сто станков позволят выпускать 176 тысяч пар носков в месяц.
Как только первая сотня станков начнет работать в полную силу, на фабрике стартует ремонт второго цеха. Олег Сасунов планирует взять в лизинг 60 импортных машин, позволяющих вязать носки с самыми разными узорами и рисунками.
— Налаживаем, выходим на точку безубыточности — и в следующем году начинаем выпуск носков с рисунками, — делится планами владелец предприятия. — С морковками, киви, какими-то персонажами — с чем угодно.





У предприятия сохранилось прежнее название — Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика. А бренд «Лысьвенский носок» сейчас регистрируют как принадлежащий именно ЛЧПФ. Таким образом хотят отсечь подделки — «лысьвенские» носки уже появлялись даже на AliExpress
— Первый заказ у нас уже есть — от лысьвенского магазина, — поделился Олег Сасунов. — Но на быструю окупаемость не надеемся — мы сейчас не в рынке. Всё будет зависеть от того, как настроим продажи. Будем выходить на маркетплейсы, в первую очередь — на Wildberries. Закладываем на окупаемость лет пять.



Качество носков тестируют сотрудники фабрики вплоть до владельца.
— Это называется «пробная носка», — пояснил Олег Сасунов. — Я сам хожу в лысьвенских носках. Самый первый носок мы отложили для будущего музея, а пару из той же партии я ношу каждый день. Вечером стираю и утром надеваю их же — таким образом проверяется прочность плетения и качество нити.








В следующем году Лысьвенской фабрике исполнится восемьдесят лет. К юбилею на предприятии хотят организовать небольшой музей. Экспонатами станут сохранившиеся альбомы образцов, старое оборудование и разные предметы, напоминающие о советском времени, — например, аппарат по продаже газировки, который стоял в ЛЧПФ и до сих пор находится в рабочем состоянии.

— В другом здании (отошедшем компании «Урал Пак». — Прим. ред.) еще сохранились личные дела и приказы, начиная с 1942 года. Их мы тоже заберем, — рассказал Олег Сасунов. — Фабрика с историей, хочется всё сохранить. Основной посыл — чтобы это не кануло в Лету. Наверняка же в детстве у всех были лысьвенские колготки! А у наших бабушек и дедушек — чулки. В музее можно будет узнать, что именно носили в разные годы, как вязали и красили.
В планах на следующий год еще и экскурсии — не только в будущий музей, но и по предприятию.



При этом на фабрике уже в конце этого года или начале следующего хотят запустить еще и швейное производство. В одном из пока пустующих цехов будут шить сумки и одежду для собак.
Ранее мы рассказывали, как в Лысьве производят металлопрокат разных цветов и фактур (даже под дерево или кирпич), а также знаменитую эмалированную посуду.