Долгие годы в здании выставочного центра «Пермская ярмарка» демонстрировали достижения народного хозяйства тогда еще Пермской области, но потом павильон перешел к бизнесу, а в итоге и вовсе был продан для размещения продуктового гипермаркета. Как так вышло, что когда-то важный государственный объект попал в частные руки и утратил свое значение? Как обстоят дела с выставками и ярмарками сейчас и может ли у Перми вновь появиться полноценное выставочное пространство? Эти вопросы мы задали Сергею Климову, который с 2000 года руководит выставочным объединением.
«Пермская ярмарка»: от ВДНХ до PRO EXPO
Здание выставочного павильона на бульваре Гагарина, 65 открыли в ноябре 1977 года. Там заработала постоянно действующая Выставка достижений народного хозяйства и культуры Пермской области.
В начале своей истории пермская ВДНХ была совсем небольшой — площадь павильона составляла менее трети от нынешних площадей комплекса, но зато рядом с ним построили огромную арку, демонстрирующую возможности предприятий Прикамья по строительству ангаров. Конструкция была очень значительной для того времени (выше большинства окрестных зданий) и привлекала внимание горожан.
В восьмидесятых, девяностых и нулевых выставочный центр несколько раз достраивали и реконструировали — в результате он разросся до нынешних масштабов. Большую часть работ проводил не регион и не город, а новые собственники.
В 1991 году объект приобрел «Пермский коммерческий банк». Тогда ВДНХ переименовали в «Выставочный центр "Пермкомбанка"». В 1994 году появилось название «Пермская ярмарка».
В 2002 году Банк России отозвал у «Пермкомбанка» лицензию и он прекратил работу, но руководство «Пермкомбанка» продолжило владеть выставочным центром. Его генеральным директором был экс-руководитель «Пермкомбанка» Анатолий Федянин.
С годами «Пермская ярмарка» стала главным (и, пожалуй, единственным) выставочным оператором Пермского края. Ежегодно на ее площадке на бульваре Гагарина проходили десятки выставок и ярмарок (до 36 в год) самой разной тематики: от посвященных животным, товарам местных мастеров до специализирующихся на медицине, образовании, промышленности и так далее.
В 2016 году в истории «Пермской ярмарки» наступил переломный момент: всю выставочную деятельность перенесли с исторического места на бульваре Гагарина на второй этаж здания гипермаркета «Карусель» на шоссе Космонавтов. Площадку в Мотовилихе тогда продали сети гипермаркетов «Лента».
Решение о продаже тогда объяснили тем, что прежнее место не отвечало требованиям выставочного центра: площадей для парковки было мало, а пространства для их расширения и места для строительства конгресс-холла в округе не нашлось.
Выставочное объединение по сей день работает на шоссе Космонавтов, 59 (правда под новым брендом — в начале 2023 года появилось название PRO EXPO). Теперь оно арендует оба этажа здания у корпорации развития Пермского края, которая приобрела объект у X5 Retail Group.
С момента переезда прошло уже семь лет, но пермяки до сих пор называют районом «Пермской ярмарки» часть микрорайона Городские Горки и задают в редакцию вопросы о том, как когда-то государственный выставочный центр превратился в гипермаркет.
С 2022 года выставочное объединение принадлежит его генеральному директору, бывшему депутату Законодательного Собрания Пермского края от «Единой России» Сергею Климову (85%) и его партнеру Светлане Серединой (15%). В 2019–2022 годах 49% выставочного оператора владел бывший вице-премьер правительства Пермского края Антон Клепиков.
Как ВДНХ попала к «Пермкомбанку»?
— Я помню, как ходил на открытие выставки достижений народного хозяйства с родителями. Там был сделанный из титана бюст Ленина, большой — метра два или два с половиной, — вспоминает гендиректор PRO EXPO Сергей Климов, возглавляющий выставочное объединение с 2000 года. — Он правда потом куда-то исчез. Когда мы его покупали, он был, а когда купили, не стало. Это загадка, которая, наверное, останется нераскрытой. Может быть, его кто-то в металлолом сдал, может быть, на дачу увез.
По словам Сергея Климова, в первые десятилетия своего существования ВДНХ работала по принципу постоянной экспозиции — там всё время был выставлен примерно одинаковый набор продукции, производимой в Прикамье. Никакой смены выставок и ярмарок не было.
— Там, конечно, была жизнь в начале, когда выставочный центр открывался. А потом всё это превратилось в покрытые большим слоем пыли образцы изделий, — делится собеседник. <...> — Ну и пропал интерес. Вообще постоянно действующая выставка не работает — выставка требует вечного рестайлинга, обновления, каких-то новых подходов, новых способов подачи.
По словам Сергея Климова, непопулярная ВДНХ каждый год приносила убытки городскому бюджету (она находилась на балансе города).
— Мы, «Пермкомбанк», приняли решение о покупке ВДНХ у города. Знающие люди подсказали, что можно развить выставочный бизнес, — объясняет гендиректор PRO EXPO.
Сначала банк использовал выставки для привлечения клиентов, а потом стал развивать выставочное направление как самостоятельное.
— Туда надо было вкладывать и не только деньгами. Ресурсов надо было много. Надо было разобраться, как это будет работать, кому это нужно. Новое бизнес-направление требует системной, постоянной работы. Мы за эту работу взялись, — говорит Климов.
Сергей Климов стал исполнительным директором превратившегося к тому времени в «Пермскую ярмарку» выставочного центра в 2000 году (говорит, что стал работать там, потому что «"Пермкомбанк" приказал долго жить» и потому что ему понравился формат бизнеса, который позволял всегда быть «на острие знаний» и понемногу разбираться во множестве сфер), но участвовал в его жизни и до этого.
— Среди первых выставок «Пермкомбанка» точно была деревообработка. Были выставки, отвечающие интересам того времени. Мы продвигали операторов связи, разные устройства — телефоны, антенны, усилители, — перечисляет Сергей Климов. — Мы рассказывали о том, как можно правильно упаковать те или иные продукты питания, как их показать. Была тема по рекламе, где мы говорили, какие бывают цветные принтеры, как можно большие баннеры напечатать, что для этого требуется. Выставка всегда отвечает рынку сегодняшнего дня. Что тогда требовалось, то мы и делали.
По словам собеседника, на «Пермской ярмарке» были огромные выставки автомобилей, в которых участвовали десятки производителей, мероприятия, посвященные автозвуку, одна из крупнейших в стране строительных выставок.
— К нам приезжали учиться из Москвы, из Краснодара, из других городов. Всю площадку мы застраивали быстровозводимыми павильонами, были первопроходцами этого дела. <...> Мы вскоре поняли, что одного павильона мало, начали пристраивать к нему еще один. Начали заниматься с городом развитием территории.
Гендиректор PRO EXPO вспоминает, что в дни выставок весь район был заставлен машинами — так много посетителей приезжало на них.
— На меня, помнится, жаловались все домоуправы, все школы, какие-то учебные заведения, которые там рядом, потому что во время той же строительной выставки там просто некуда было подъехать. Тогда люди были не такие нежные и поэтому могли поставить машину и на газон. Мы с этим боролись, но это, конечно, кардинально не решало проблему, — делится Климов.
По словам Сергея Климова, «Пермскую ярмарку» знали во всей стране и даже за рубежом как объединение, которые проводит мероприятия международного уровня. На них приезжало так много участников и посетителей из других городов, что рядом с выставочным центром построили огромную гостиницу.
Почему здание «Пермской ярмарки» продали «Ленте»?
Переломный момент в истории «Пермской ярмарки» наметился еще тогда, когда внешне выставочный центр выглядел абсолютно благополучно.
— У нас был колоссальный бизнес-проект. Там, где сейчас стоит новая телебашня на Крупской, 61а, мы хотели ставить большой конгрессный центр. Там должен был быть парк, — рассказывает Сергей Климов. — Мы очень долго в эту воду входили, занимались развитием, но не получилось. Мы в свое время не договорились с губернатором Олегом Чиркуновым, он это место отдал под телебашню. К сожалению, это создало определенный барьер в развитии. Мы понимали, что нам некуда развиваться.
Чтобы решить проблему с парковкой, «Пермская ярмарка» купила соседний участок земли, но места всё равно не хватало. К тому же, как говорит руководитель выставочного объединения, бизнес был недостаточно прибыльным — срок окупаемости вложений составлял 7–10 лет.
— Физические лица, которые были соучредителями, сказали: мы хотим выйти из этого бизнеса. Это были люди из «Пермкомбанка», которые владели более чем половиной «Пермской ярмарки». Они не хотели ждать 7–10 лет и были намерены вернуть свои деньги. Была мысль выкупить их долю, но вот не выкупили, — констатирует собеседник. — Я понимал, что в условиях отсутствия парковки, возможностей для развития мы еще года 3–4 проживем. А дальше-то что? Куда дальше двигаться? Тогда было принято решение о продаже.
Почему шоссе Космонавтов?
Сергей Климов говорит, что поиск новой площадки для выставочной работы был сложным и длительным.
— Мы перелопатили столько всего, что только не смотрели. И старые цеха заводов, и пустыри, где можно ставить быстровозводимые павильоны, и крыши зданий, — перечисляет гендиректор PRO EXPO. — Случайно наткнулись на «Карусель». Поняли, что это меньше в 2–3 раза (общая площадь помещений на бульваре Гагарина была 15 тысяч, а выставочная 10 тысяч). И нагрузка на пол там была другая. Тем не менее лучшего варианта тогда не было.
Выставочное объединение арендовало второй этаж гипермаркета «Карусель» на шоссе Космонавтов, 59 и начало проводить мероприятия там. В этой локации «Пермская ярмарка» пережила пандемию коронавируса, когда ярмарки запрещали, вводили масочный режим, обязывали вести антисептическую обработку, делить одно большое помещение на части, чтобы не допускать больших скоплений людей и так далее.
Сергей Климов не скрывает — компанию сильно потрепало, но тем не менее сложные годы она пережила. По словам бизнесмена, X5 Retail Group шла на уступки по оплате аренды, чтобы сохранить арендатора и трафик, который он обеспечивает.
В 2021 году «Корпорация развития Пермского края» (она принадлежит региону и курирует важные проекты, например, занималась строительством домов для переселения людей из опасной зоны в Березниках) купила здание гипермаркета «Карусель» для размещения конгресс-центра. С этого времени выставочные площади занимают оба этажа. Ключевым арендатором помещений после смены собственника осталось выставочное объединение «Пермская ярмарка».
Как «Пермская ярмарка» стала PRO EXPO и куда делись любимые пермяками выставки?
Вплоть до начала 2023 года «Пермская ярмарка» работала в привычном формате, сохраняя все полюбившиеся пермякам события, но в феврале руководство выставочного объединения объявило о глобальных изменениях. Название сменили на PRO EXPO, а от проведения части мероприятий отказались.
Так, из расписания пропали выставки животных, «Умный ребенок», «Антикварный салон и блошиный рынок», «Туризм. Охота и рыбалка», часть ярмарочных мероприятий и так далее. Причин, по словам Сергея Климова, две — экономика и правила игры, установленные новым собственником здания.
— У собственника площадки — КРПК — есть свои правила, которые они нам озвучили. Для них важна статусность мероприятия, поэтому от проведения торгово-ярмарочных событий они предпочитают отказаться. Мы, наверное, могли бы убедить КРПК в том, что это надо проводить — они находятся с нами в постоянном диалоге. Но отчасти это (отказ от части мероприятий. — Прим. автора) было и моим решением. Мы не входили в экономику. Все эти выставки и ярмарки низкобюджетные. Компания, которая продает станок, в состоянии заплатить за квадратный метр выставочной площади одну цену, а человек, который вяжет варежки или пишет картины, совсем другую.
Бизнесмен говорит, что, находясь в здании на бульваре Гагарина, выставочный центр мог позволить себе проводить неприбыльные мероприятия, но после переезда это стало невозможным — «пришлось бы отказаться от офиса и не платить зарплаты людям».
— Когда мы были совладельцами площадки, мы могли позволить себе длинные инвестиции, когда проект проводится, но ты за него пока не получаешь деньги, — объясняет Климов.
Тогда же, в начале 2023-го, выставочное объединение сменило бренд. Название юрлица осталось прежним — ООО «Выставочное объединение "Пермская ярмарка"», но в публичном пространстве компания начала позиционировать себя как PRO EXPO.
Такое решение, по словам Сергея Климова, приняли в связи с тем, что пермская команда начала активно проводить выставки в других городах — Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге — и делает это весьма успешно. Команде хотелось создать бренд, не привязанный к какому-то городу, чтобы не пришлось отвечать на вопрос «почему какие-то пермяки приехали проводить у нас выставку?».
Что будет с PRO EXPO дальше?
Выставочное объединение планирует расширять горизонты и выходить в новые российские города и даже страны.
— Это вполне реально. Перед пандемией мы чуть не вышли в Казахстан, COVID-19 помешал, — говорит Сергей Климов.
Тем не менее главной площадкой для PRO EXPO остается Пермь и уходить отсюда компания не планирует.
— Я пермяк, я люблю Пермь, и наш центральный офис остается здесь. У нас и на будущий год на площадке на шоссе Космонавтов записан ряд проектов. Мы возродили выставку «Агротехнологии». В этом году мы ее провели впервые после долгого перерыва и будем снова делать в феврале будущего года, — обещает руководитель PRO EXPO. — Сейчас мы ведем переговоры с одним из операторов по выставке собак. Если мы договоримся по ряду параметров, то не исключено, что мы сделаем выставку животных в первом квартале будущего года.
По словам бизнесмена, сейчас он с осторожностью относится к запуску новых проектов, потому что из-за масштабных дорожных работ (на пересечении шоссе Космонавтов и Столбовой сейчас строят многоуровневую развязку, которая соединит перекресток с продленной улицей Крисанова) к зданию на шоссе Космонавтов стало сложно добраться, особенно на общественном транспорте.
Сергей Климов говорит, что PRO EXPO открыто к предложениям со стороны бизнеса: если у него возникнут потребность провести выставку в какой-либо из тематик и желание поддержать ее, выставочное объединение готово рассмотреть варианты работы.
Будет ли у выставочного объединения свое здание?
По словам Сергея Климова, КРПК провела большую работу, чтобы улучшить здание бывшего гипермаркета «Карусель» — увеличила нагрузку на пол на втором этаже, заменила освещение, отремонтировала туалеты. Но, несмотря на это, площадку до сих пор нельзя назвать профессиональной.
Например, PRO EXPO не хватает высоты потолков — имеющаяся не позволяет разгружать тяжелые станки внутри здания при помощи кранов. Поэтому разгрузку приходится вести снаружи, а затем грузить каждый станок на сложную систему из тележек и завозить внутрь. Сергей Климов говорит, что такая разгрузка обходится выставочному объединению в миллион рублей.
Тем не менее пока PRO EXPO не собирается менять место дислокации и строить собственное здание в Перми.
— Я в свое время вел переговоры с владельцами земли за Камой, еще были переговоры по поводу земли у аэропорта, — вспоминает Климов. — Сейчас я вряд ли войду в стройку, потому что это достаточно большие и длинные инвестиции. Окупаемость проекта составит 15–20 лет.
Бизнесмен считает, что для стимуляции развития бизнеса нужна стабильность, а начало строительства в нынешней ситуации превратится в уравнение со слишком большим числом неизвестных, которое будет практически невозможно решить.
— С 2000 года я бессменный руководитель выставочного объединения. За эти годы оно по-разному называлось, претерпевало изменения — смену владельцев, площадки, переходы на другие регламенты работы. Всё это нормальный процесс. Более чем за 32 года мы, как и вся страна, конечно, были чему-то подвержены и были вынуждены подстраиваться, — резюмирует Сергей.
Ранее мы подробно рассказали об истории здания «Пермской ярмарки» на бульваре Гагарина и о том, как оно менялось.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.