Пермский бизнесмен Алексей Стретинских может почти не глядя собрать кукольный домик. Вместе с другими совладельцами компании Dolodom, выпускающей эти игрушки, он сам тестирует всю продукцию. Так что навык хорошо отработан. Рассказываем о производстве в новом выпуске рубрики «Маленький, но гордый бизнес».
Проект под названием Dolodom запустили пять лет назад четверо друзей.
— Раз в неделю мы собираемся, чтобы поиграть в футбол, после одной такой встречи и решили открыть общее дело, — рассказывает Алексей. — У нас и сейчас тысячи мыслей, что бы еще полезного и интересного сделать. Обсуждаем вместе и, если какая-то идея понравилась всем, пробуем.
У каждого члена команды Dolodom есть собственный бизнес. К примеру, Алексей занимается доставкой товаров. В новое производство все четверо вложили свои накопления. На покупку первого станка лазерной резки, аренду помещения, зарплату работникам и прочие траты понадобилось около 1 миллиона рублей.
Первые партии домиков были небольшими — выпускали под заказ. Когда поняли, что спрос есть, объемы увеличили. Сейчас каждый месяц в среднем производят 11 тысяч домиков самых разных моделей. Причем не только для кукол — в ассортименте есть и сборные крепости с солдатиками, и фермы с животными. Стоят они от тысячи рублей.
— Мы сами собрали не одну тысячу домиков, — говорит Алексей. — Многократно тестируем каждую модель, дорабатываем. Лучше мы на этапе проверки заметим какой-то неудобный нюанс или ошибку, чем будем потом получать негативные отзывы. Плюс смотрим на опыт других стран, оцениваем рынки.
Периодически запускают экспериментальные модели — например, техасское ранчо (есть на видео в конце материала). Дизайнеры разрабатывают разные варианты. Но хитом продаж на протяжении всех пяти лет остается кукольный домик с мебелью. Такие часто покупают на подарки.
— Забава начинается даже не с детей, а с родителей, потому что в 90% домики собирают именно они, — отмечает Алексей Стретинских. — Взрослые потом пишут нам в откликах, как всю ночь собирали домик, получая от этого невероятное удовольствие. Многие потом еще раскрашивают, клеят обои — все как в настоящем доме. Но играют, конечно, дети.
Фанеру для домиков закупают у разных поставщиков. Были опыты с европейской и китайской, но сейчас большую часть приобретают в Пермском крае. Владельцы компании признаются, что именно поставки материала часто становятся их головной болью — если с логистикой возникают проблемы, приходится быстро искать альтернативные варианты. А сходу продать как минимум фуру фанеры готово не каждое предприятие. Такие сложности нередко бывают перед праздниками, когда из-за большого потока машины застревают на границе. Похожие проблемы возникли и в начале пандемии, когда резко отменили большинство авиарейсов и на дорогах стали задерживать большегрузы. Но с ситуацией удалось довольно быстро разобраться.
На производстве сегодня трудятся около 50 человек. Перед новогодними праздниками обычно нанимают дополнительных сотрудников — спрос в это время вырастает в три-пять раз и в буквальном смысле не хватает рук, чтобы выполнить все заказы.
С помощью лазерной резки в компании делают не только домики, но и различные сувениры. Так, под Новый год пользуются спросом наборы деревянных игрушек на елку, которые можно раскрасить самостоятельно. А недавно Dolodom выпустил первую партию деревянных пазлов. В отличие от стандартных, детали в них не одинаковые, а в виде схематичных фигурок. Наборы отличаются по сложности: в «Фантастическом хаски» и «Фантастической рыбе» деталей меньше, со сборкой справится даже маленький ребенок, а над соединением всех деталей «Медведя» придется покорпеть и взрослому.
— Во всем мире спрос именно на такие пазлы растет процентов на двадцать в год, — комментирует Алексей. — Обычные пазлы усложняют, увеличивая количество деталей, поэтому для их сборки требуются большие столы. У деревянных сложность возрастает за счет большего числа мелких деталей. То есть вы можете на рабочем столе выделить уголок для пазла — этого хватит.
Останавливаться на четырех-пяти видах пазлов Dolodom не планирует. Художники и дизайнеры разрабатывают новые виды, пробуют разные варианты упаковки — от подарочной до упрощенной, в мешочках.
— Мы расширим линейку с животными, — присоединяется к разговору менеджер по продажам Софья Ведерникова. — Сейчас художница готовит акварельные рисунки — гепардов, фламинго. К Новому году хотим сделать наборы со знаками Зодиака. Для международного рынка готовим пазлы с акварельной Статуей Свободы, Эйфелевой башней и другими достопримечательностями. Это и любителям путешествий будет интересно.
Развитие продаж на международном рынке в компании сегодня называют главной задачей. Активно работать с США и другими странами планируют с помощью маркетплейсов (онлайн-платформ по продаже товаров. — Прим. ред.). Поставлять за рубеж в основном хотят пазлы — они меньше по размеру, проще перевозить. Но готовы продавать в другие страны и домики — уже сейчас есть единичные поставки в государства СНГ.
Ранее в спецпроекте «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказывали о производствах крафтовых соусов «Остро» и полуфабрикатов «Пермени», семейной пасеке «Медовое раздолье», лазертаг-арене «Сталкер», студии, выпускающей игровые карты Papitáma, кафе-галерее «Дзен» и мастерской Shalashe.