В Добрянке начался суд по делу об убийстве 17-летнего старшеклассника. По версии следствия, подростка убил его сверстник из-за отказа дать сигарету. Сейчас его судят по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть». 17-летнему подростку грозит до десяти лет колонии. Мы съездили на первое заседание суда.
«Он забивал его»
Трагедия произошла 4 июня этого года в Полазне. О случившемся на суде рассказал друг погибшего школьника. Игнат (имя изменено. — Прим. ред.) в тот день позвал товарища погулять в парке у бассейна «Дельфин».
— Мы с Игнатом пришли в парк после 19:00. Навстречу нам шел Артем (имя изменено. — Прим. ред.) из параллельного класса со своим другом, — рассказал свидетель. — Артем попросил у Игната сигарету. Игнат не курит, он ответил, что сигарет нет. Артем толкнул Игната в плечо. Игнат попросил не трогать его, у него есть друзья в колледже, которые заступятся за него. Мы отошли на десять метров, как Артем крикнул: «Я сказал — вернись! Что ты там сказал?!» Мы снова подошли к ним.
По словам подростка, Артем набросился на Игната, с силой начал наносить удары кулаками. Бил в основном в голову, грудь и живот. Игнат не трогал Артема, он только закрывал голову руками, чтобы защититься от ударов.
— Я просил приятеля Артема помочь разнять их, но тот ответил, что все будет нормально. Артем просто забивал Игната, — рассказал свидетель. — Он нанес кулаками не менее шести ударов в голову и грудь. Когда он перестал, Игнат пошел в мою сторону, прошел буквально три метра и стал медленно падать на спину. Потом его начало трясти. Артем бегал вокруг него и кричал: «Вставай! Вставай!» Игнат очнулся, сказал: «Все нормально», но снова потерял сознание. Я стал кричать, что надо вызывать скорую помощь. Но Артем с другом отрезали: «Пока не надо».
Как рассказал свидетель, к ним подбежала женщина, сказала, что она медсестра. Стала звонить в скорую. При этом Артем не признался, что избил Игната, а сказал, что тот просто упал.
— Через 20 минут у Игната пошла пена изо рта. Когда приехала скорая помощь, уже ничем нельзя было помочь. Скорая ехала 40 минут, — сообщил суду свидетель.
По данным судмедэкспертизы, подросток погиб из-за кровоизлияния. В конце свидетель сообщил, что Артем просил «не сдавать его».
— Он понял, что убил его. Артем не первый раз оскорблял Игната, называл его толстым, — рассказал подросток. — Игнат никогда не отвечал ему, просто терпел, боялся, что в следующий раз подойдет уже 3–4 человека. Не хотел конфликта. Ранее Артем избил еще одного парня.
«Вашего сына убили»
В суде допросили мать погибшего десятиклассника. Женщине из-за слез было трудно говорить. Она рассказала, что сын никогда не жаловался на здоровье. А в этом году парень прошел медкомиссию в военкомате и планировал идти в армию. Женщина показала приписное свидетельство сына. Игнат даже прошел сборы в Звездном.
Когда женщину допрашивали, подсудимый попросил прощения у нее и сказал, что полностью признает вину. Также прощения он попросил у отца и брата погибшего школьника.
— Мой сын был очень добрым, общительным, отзывчивым мальчиком, — плакала женщина. — 4 июня вечером мне позвонили и сказали: «Вашего сына убили». Я прибежала к парку. Игнат лежал на земле. Меня увели в скорую. За два часа до этого Игнат только приехал с дачи, где помогал отцу, мы вместе поужинали, он захотел немного прогуляться. Никогда мой ребенок не проявлял агрессии, никогда не жаловался на здоровье, не стоял на учете врачей. Я прошу по закону наказать подсудимого.
«Это не драка, а избиение»
Позже в суде выслушали друга подсудимого, с которым они гуляли в день убийства. 19-летний Василий рассказал, что его приятель Артем просто попросил сигарету у Игната. Тот отказал, на что Артем назвал его «обманщиком» и «легонько толкнул в плечо».
— Игнат странно отреагировал и стал угрожать Артему, что позвонит друзьям из колледжа, и они побьют Артема. Артем предложил разобраться «один на один». Игнат согласился. Началась драка.
— Что в вашем понимании драка? Игнат отвечал на побои? — задала вопрос судья.
— Нет.
— Тогда это избиение.
— Игнат не успел нанести удары.
По словам свидетеля, он не помнит, как именно и куда бил кулаками его друг. Тогда прокурор попросил огласить первоначальные показания Василия. Из них следует, что Артем бил по лицу, голове и телу.
— Игнат упал и потерял сознание. Мы пытались привести его в чувство, поливали водой из бутылки, били по щекам, — вспоминает свидетель. — Подошла медсестра и сказала, что у него эпилепсия. Она перевернула его набок, Артем помогал ей. Артем позвонил в скорую, но не дозвонился. Врачи приехали через 40 минут.
Мать погибшего спросила у друга подсудимого, почему они ждали 20 минут и не стали сразу вызывать скорую.
— Мы пытались привести Игната в чувство. Артем звонил в скорую, — ответил Василий.
Адвокат подсудимого подтвердил, что у него есть расшифровка звонка Артема в скорую помощь, длительность звонка 17 секунд.
После в суде допросили отца погибшего. Мужчина рассказал, что в день гибели сын помогал ему на даче ставить детские качели. Потом отец увез его в Полазну.
— Вечером приехал старший сын и сообщил: «Игнат погиб», — отец тоже не может сдержать слезы. — Все лето Игнат помогал на даче, по хозяйству, зимой мы вместе с ним очень любили ездить на горных лыжах, летом — на сплавы. Все друзья у него были хорошие, сам он у меня неконфликтный парень. В армию хотел. Я не понимаю поступка подсудимого. Он хотел показать свою силу перед друзьями?
— Какое наказание вы хотите для подсудимого, как подсказывает ваше сердце? — спросил адвокат подсудимого.
— Я хочу строгое наказание, чтобы он сам и его сверстники поняли, что так жить нельзя, — ответил отец.
— Но это же была обычная мальчишеская потасовка, — сказал адвокат.
— Может, да, они повздорили, но зачем убивать? — отрезал отец.
По словам мужчины, подсудимый — профессиональный спортсмен, занимается вольной борьбой.
«Ко мне прибежали дети с криками, что плохо мальчику»
В конце судья опросила медсестру Екатерину Андрееву. Именно она пыталась оказать первую помощь Игнату. Она работает медсестрой в больнице Полазны. В тот день женщина шла с ребенком мимо парка. К ней подбежали дети с криками, что мальчику стало плохо.
— Я подбежала. Стала прощупывать пульс, — вспоминает медсестра. — Вызвала скорую. Подростка поливали водой другие сверстники. Сначала один из ребят сказал, что он просто упал. Я спрашивала: «Его никто не ударял? Не бил?» Только потом Артем признался, что дал ему «тихонько подзатыльник». Я перевернула Игната на бок. Пыталась реанимировать, но у него посинели губы. Я снова через десять минут стала звонить в скорую. Они мне сказали, что уже едут. Приехали они где-то через полчаса. На мальчике не было ни ссадин, ни кровоподтеков.
Сегодня, 23 сентября, допросили всех свидетелей. Завтра состоятся прения сторон. Приговор подсудимому огласят уже на этой неделе.