Криминал подробности «Это деяние вызывает у меня отвращение». Осужденный за экстремизм 18-летний пермяк просит о свободе

«Это деяние вызывает у меня отвращение». Осужденный за экстремизм 18-летний пермяк просит о свободе

Никиту Распутина отправили в колонию. При этом главные фигуранты дела сейчас объявлены в розыск

Утро 19 ноября у приемной Медведева в Перми — под окном, в которое кинули бутылки с зажигательной смесью, валялись обугленные книги

Зачесть каждый день, проведенный в СИЗО, за полтора в колонии общего режима. Такое изменение внесла в приговор 18-летнему студенту Никите Распутину апелляционная инстанция Пермского краевого суда. Это означает, что осужденному за экстремистскую деятельность юноше необходимо отсидеть за решеткой еще без малого два года. Первый из двух приговоров, вынесенных по делам об участии в экстремистском сообществе «Пермская нацистская команда» (PNZS), вступил в силу. При этом осужденные на максимальные сроки организатор и идеолог сообщества скрылись и объявлены в розыск, а наказание сейчас фактически несут самые молодые участники, защита которых считает, что они попали под влияние.

Маски и балаклавы


Никита Распутин признан виновным в поджоге ранним утром 19 ноября 2017 года пермской общественной приемной Дмитрия Медведева, а также — в размещении ночью 22 июля 2017 года на видных местах Перми граффити, расцененных экспертами как экстремистские. Эти действия квалифицированы по части 2 статьи 282.1 УК РФ «Участие в экстремистском сообществе» и части 2 статьи 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». По версии ФСБ, СКР и суда, Распутин и пятеро его знакомых приняли участие в экстремистском сообществе для насильственного изменения основ конституционного строя и воспрепятствования законной деятельности госорганов, общественных объединений.

— Все члены экстремистского сообщества являлись приверженцами праворадикальной идеологии национализма с враждебным отношением к лицам неславянской национальности, испытывали неприязнь к государственной власти, общественно-политическому и конституционному строю Российской Федерации, — утверждается в приговоре Ленинского районного суда Перми от 29 июля 2019 года.

Распутин подтвердил, что с помощью баллончика написал краской на парапете возле здания краевой прокуратуры «не бунтовал — не жил», а на ларьке с шаурмой — «не покупай у чурок». При поджоге здания государственного Института развития образования Пермского края, где размещается региональная приемная партии «Единая Россия», он бросил в окно две из семи бутылок с бензином. Каждый раз молодые люди скрывали лица под медицинскими масками и балаклавами.

— Политического характера в этом не было, хотелось острых ощущений, поймать адреналин. Хотелось вызвать большой общественный резонанс, чтобы об этом написали в СМИ. Люди будут знать, что кто-то совершил поджог, но не будут знать, что это сделал я, а я буду знать, это останется в памяти, — пояснил Распутин на слушаниях уголовного дела в райсуде.

Диагноз — ДЦП


29 июля 2019 года Распутина, самого юного из осужденных, наказали двумя годами заключения в колонии общего режима и взяли под стражу. А 2 августа Никиту Распутина зачислили студентом 1-го курса химико-технологического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета.

— Никита всегда увлекался химией. Хотел поступать в медицинский, но отдал документы в политехнический. Высоких баллов ЕГЭ хватило для поступления на бюджетное отделение, — рассказала 59.RU его мама, инженер-метеоролог Мария Распутина 26 сентября перед заседанием Пермского краевого суда.

На суде женщина пояснила, что с 2003 года её сын признан инвалидом, его диагноз «детский церебральный паралич средней степени». Из-за этого ему необходимо постоянное лечение и реабилитация два раза в год.

— Я не снимаю с себя вину. Наверное, в борьбе за здоровье сына мы с мужем упустили его участие во взрослой компании, — со слезами на глазах высказалась женщина. — Сразу после школы он устроился работать, чтобы возместить ущерб. Дайте ему возможность учиться и работать.

— Совершенное деяние вызывает у меня отвращение, — заявил сам Никита Распутин по видеосвязи из СИЗО. — Находясь длительное для меня время в местах лишения свободы, заметил ухудшение здоровья. Здесь нельзя ставить необходимые мне уколы. <…> Хотел бы приносить пользу обществу. Прошу отнестись с милосердием, назначить наказание, не связанное с лишением свободы.

Медсправка и извещение приемной комиссии ПНИПУ были приобщены к материалам 15-томного уголовного дела, оглашены в судебном заседании. Затем прокурор Дмитрий Евстропов назвал квалификацию преступлений и наказание правильными. Судебная коллегия в составе Инны Толкачевой (председательствующая), Галины Овчинниковой и Галины Хоревой согласилась с прокурорскими доводами.

Без изменения оставлено наказание и для второго осужденного — учащегося 4-го курса Пермского химико-технологического техникума Владислава Прокопишина. Этот 19-летний юноша приговорен к полутора годам условного заключения за три надписи, сделанные ночью 22 июля 2017 года на заборе в центре Перми. Граффити «мусора — (нецензурное выражение)», «гуки — (нецензурное выражение)» и «закон мертв» признаны преступными — пункт «в» части 2 статьи 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенное организованной группой».

«Собрал бригады, готовые действовать»


Такой исход имеет значение и для второго уголовного дела об участии в экстремистском сообществе. Приговором Ленинского районного суда Перми от 14 августа 2019 года виновными признаны четверо подсудимых. 20-летний Дмитрий Стрелков наказан 7-летним сроком в колонии общего режима, 24-летний Антон Зырянов — 5-летним в колонии строгого режима. 20-летний Александр Анкудинов приговорен к 4 годам условного заключения и его ровесник Никита Юшков — к 3 годам условно. Вместе с Распутиным трое — Стрелков, Зырянов и Юшков — забросали «коктейлем Молотова» приемную Медведева, Анкудинов снимал акцию на телефон.

Стрелков, названный организатором «Пермской нацистской команды», и Зырянов, который записан идеологом, на оглашение приговора не явились — и объявлены в розыск. Собеседник 59.RU из правоохранительных органов не исключил, что осужденные могли скрыться на Украине.

— 22 ноября 2017 года, через три дня после поджога общественной приемной «Единой России», Стрелков в мессенджере Telegram сообщил пользователю «Влад Фурсенко» с Украины о поджоге. В приговоре приведены и другие слова Стрелкова — о том, что в нескольких городах он «собрал бригады, готовые действовать», — обратил внимание собеседник 59.RU.

Действительно, в каждом публично оглашенном приговоре имеются ссылки на осмотр вещественных доказательств. Улики найдены в компьютерах, изъятых у Стрелкова, Зырянова, Распутина и других фигурантов. Так, 22 ноября 2017 года Стрелков сообщает Распутину о необходимости напечатать стикеры с призывом к вооруженному восстанию. В компьютере Распутина оказались изображения черепа с надписью Nazional-Socializm, фотографии стен с аббревиатурой PNZS, изображение кота Леопольда с ножом в руке и нацистской повязкой на плече, а также ответ Стрелкову в виде стикера, изображающего Адольфа Гитлера с поднятой вверх рукой для нацистского приветствия.

Зырянов сообщил на следствии, что перед задержанием почистил свой компьютер и выбросил в окно карту памяти с видеосъемкой поджога приемной «Единой России». Однако в системном блоке обнаружены документы с подробным описанием технологии пыток и руководством по ножевому бою — с указанием наиболее чувствительных мест человека, наставлениями по ношению боевого ножа. Кроме того, Зырянов хранил в компьютере тексты «Как расчленить труп человека и избавиться от останков», «Искусство не оставлять следов», «Тактика ухода от преследования собаками», «Советы участников боевых действий».

При обыске в квартире у Зырянова изъяты две бейсбольные биты, бронежилет и шлем, складной нож-кастет, муляж гранаты Ф-1, два газовых баллончика, стружка серебристого цвета. На допросе в краевом управлении ФСБ он упомянул о знакомом с Украины, которому хотел отправить видеозапись поджога в Перми.

Идеолог-рецидивист


Строгий режим назначен Зырянову с учетом рецидива совершенных преступлений. В 2014–2017 годах он отбывал наказание в колонии-поселении по трем приговорам Свердловского, Ленинского и Индустриального районных судов Перми — за 11 преступлений. Это девять краж скутеров, велосипеда, мотоцикла, автомашины и мопеда, один умышленный поджог украденного автомобиля и одно причинение легкого вреда здоровью. Последнее из перечисленных преступлений совершено против трех молодых женщин, на которых Зырянов беспричинно напал на улице с газовым баллончиком, после у женщин диагностировали химические ожоги глаз.

Освободившись из колонии-поселения, Зырянов 22 июля 2017 года нанес на заборе напротив здания краевого управления СКР надпись «Сопротивляйся свергай государство». Уже в августе в компании с ранее судимым за грабеж Брюховым и отбывшим срок за кражи Сюзевым он совершил очередное преступление, украв мотоцикл стоимостью 240 тысяч рублей. Приговором Индустриального районного суда Перми от 21 февраля 2018 года Зырянов признан рецидивистом и наказан 3-летним условным сроком. К этому времени он уже был подследственным по делу о поджоге общественной приемной «Единой России».

На допросе в ФСБ Зырянов подтвердил показания соучастников, что это он принес бензин и приготовил фитили из тряпок, а также сорвал камеру видеонаблюдения с расположенного напротив приемной Медведева магазина «Пятерочка». По словам обвиняемого, ранее из марганца, магниевой стружки и селитры от спичек он изготовил два самодельных взрывных устройства. Оба испытаны за забором старой военной базы неподалеку от его дома. В конце сентября или начале октября 2017 года состоялась тренировка — он, Стрелков, Распутин, Анкудинов и Юшков бросали бутылки с зажигательной смесью в заброшенном двухэтажном гараже. После поджога приемной «Единой России» планировалось уничтожать дома киргизов, проживающих в Перми.

«Сфабриковано сотрудниками ФСБ»


Выступая 30 июля 2019 года с последним словом в Ленинском районном суде Перми, Зырянов сознался в хулиганских действиях и раскаялся. По его мнению, дело об экстремистском сообществе «сфабриковано сотрудниками ФСБ».

— Поджог я сразу признал, — повинился Зырянов.

— Я раскаиваюсь в содеянном. Поджог — это неправильно. Из хулиганов делают экстремистов! Потом будут думать — откуда столько экстремистов, — сказал тогда подсудимый Стрелков.

В обоих приговорах об экстремистском сообществе опровергаются доводы каждого из шести осужденных о давлении на них и некоторых свидетелей со стороны силовиков для дачи ложных показаний.

— До настоящего времени каких-либо официальных жалоб и заявлений <…> на незаконные методы следствия в контролирующие органы не поступало.

Уголовное дело Стрелкова, Зырянова, Анкудинова и Юшкова 19 сентября было снято с рассмотрения в Пермском краевом суде. Сомнения вызвала подпись под жалобой в защиту Зырянова, объявленного в розыск. Дело возвращено в районный суд на дооформление, сообщили 59.RU в апелляционной инстанции.

Утром 27 сентября Мария Распутина отнесла Никите в СИЗО-1 очередную передачу. Оттуда перешла два квартала в Ленинский районный суд, подала заявление разрешить свидание с сыном.

— Будем просить академический отпуск в университете. Смотрела я вчера на этих трех судей. Все — женщины, у всех, наверное, есть дети. Они не захотели нас услышать, — поделилась пережитым 53-летняя мать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем