Криминал Стрельба в пермском университете «Была мысль, что мне гроб готовят». В суде допросили еще четверых пострадавших при стрельбе в пермском университете

«Была мысль, что мне гроб готовят». В суде допросили еще четверых пострадавших при стрельбе в пермском университете

На заседание пришел Сергей Юматов — в день трагедии он получил девять огнестрельных ранений

В Пермском краевом суде допросили еще четверых пострадавших во время стрельбы в ПГНИУ

В Пермском краевом суде четвертый день рассматривают уголовное дело о стрельбе в ПГНИУ. 20 сентября 2021 года первокурсник Тимур Бекмансуров пришел в кампус университета с ружьем и открыл стрельбу по студентам и сотрудникам вуза. В результате шесть человек погибли и десятки пострадали.

Ранее в суде допросили родных погибших, а вчера, 7 сентября, начались показания пострадавших — допросили четырех человек, а затем заслушали показания еще троих потерпевших. На сегодняшнем заседании допросили еще четверых: Сергея Юматова со второго курса ПГНИУ, второкурсника Олега Шишкина, третьекурсника Сергея Ложкина и третьекурсника Павла Зарубина.

Мы вели прямой эфир из зала суда

Для дачи показаний вызвали Сергея Юматова. В 2021 году он учился на первом курсе экономического факультета ПГНИУ. Напомним, юноша серьезно пострадал во время трагедии. Первую помощь пострадавшему оказала преподавательница Людмила Вяткина, которая остановила машину. Водитель согласился отвезти Сергея до больницы, но в ближайшую, городскую клиническую № 2, раненого не пустила охранница. Она сказала, что там лечат больных коронавирусом. Первую медицинскую помощь Сергею оказали в травмпункте частной Елизаветинской больницы. Как говорят врачи, счет шел на минуты: студент получил девять огнестрельных ранений. В суде Сергей Юматов рассказал, что в день стрельбы за 10–15 минут до начала пар он шел в сторону первого КПП, чтобы встретиться с другом Антоном Греховым (его показания суд уже заслушал вчера).

— Всё было спокойно, никаких эксцессов не происходило. Непосредственно на самом КПП уже встретились, поговорили, закурили сигарету, в какой-то момент — минут пять прошло после встречи примерно — услышал хлопки. Сначала не понял, что это за хлопки, обернулся к Антону с вопросом: «Что это такое?» Он тоже не знал, — вспоминает Сергей Юматов. — После третьего хлопка я уже повернулся по направлению улицы, не помню ее название, откуда двинулся нападавший, увидел его, опять же повернулся к другу, сказал ему: «Какой-то человек, похоже, хочет нас напугать». В этот момент уже началась паника, люди начали бегать, я снова поворачиваюсь к нападавшему, друг Антон уже убегает. Дальше в деталях точно не помню. Помню, что достаточно долго разглядывал. Увидел оружие, каску, разгрузку черного цвета и боекомплект, расположенный на груди. После этого, если не ошибаюсь, возле КПП упала девушка. Не помню, как зовут, в пальто. Я попытался остановить людей со словами: «Разойдитесь, дайте девушке подышать». После этого снова повернулся к нападавшему, он был уже на достаточно приличной дистанции от меня, метров восемь, наверное. Он направлял на меня оружие. Я вытянул правую руку со словами: «Не направляй оружие на людей». Прозвучал выстрел, выстрел пришелся мне на правую руку, который раздробил мне три пальца, если не ошибаюсь. После того как я это увидел, я опять же повернулся к КПП, прокричал «У него боевые, убегайте!» дважды, направился к двери. Дальше чисто по записи с камер видел, что держал дверь, пока девушка упавшая не встала и не забежала, дальше добежал сам. На выходе из КПП почувствовал удар в левое плечо, посчитал, что это выстрел, побежал дальше. Добежал я до пересечения двух улиц напротив корпуса естественных наук, в этот момент упал.

Сергей Юматов во время стрельбы получил девять огневых ранений и чудом остался жив

Юноша подумал, что упал из-за вида крови — он ее не переносит. Потом, рассказывает Сергей, к нему подошла преподавательница, имя которой он забыл (это была та самая Людмила Вяткина). Он повязала на его пострадавшую руку салфетку, остановила машину, и Сергея погрузили в автомобиль, чтобы увезти с территории вуза. В машине он начал терять сознание и уже не видел дороги.

Потерпевший вспоминает: когда раздались хлопки на КПП, он увидел нападавшего на расстоянии 15 метров от себя. В тот момент на КПП стояло много людей, человек 40 — это был перерыв между парами, когда многие вышли поговорить и покурить. Куда побежали стоявшие рядом с ним, Сергей не видел. События того дня вместе со следователями он восстанавливал по записям видеокамер.

— На видеозаписях я увидел, что выстрела было три, что я пропускал девушку упавшую (потому что этого я сам не помню) и то, что на нападавшем не было очков лыжных, мне казалось, что у него были лыжные очки, — рассказал Сергей Юматов в суде.

В период предварительного следствия исковые требования молодой человек не заявлял и сейчас не планирует, участвовать в судебных прениях в дальнейшем он не хочет.

Корреспонденту 59.RU в перерыве судебного заседания Сергей Юматов объяснил, что помнит события только до приезда скорой.


— Я помню, как меня посадили в машину (я еще пытался извиниться перед водителем), как довезли до Елизаветинской больницы, судя по документам. Потом я был в медикаментозной коме, но есть маленький момент, который я помню, — признался Сергей Юматов. — Я слышал гул, похожий на звук самолета. Потом слышал, как сказали: «Юматов, метр восемьдесят, восемьдесят». Это не самые приятные воспоминания, потому что это мой рост, мой вес, а я ничего не вижу, у меня была мысль, что мне гроб готовят. Было страшно. По ощущениям, было часа два паники, потом опять провал. Пришел в сознание в Москве.

В краевой больнице Сергею Юматову зашивали простреленное правое предсердие и легкое. Операцию на простреленной руке, где выстрелом практически оторвало три пальца, ему делали в Москве. Для восстановления пальцев пришлось пересаживать суставы с ноги.

Сергею Юматову практически оторвало три пальца

— Я полгода по больницам прошатался. Долгое время у меня была тахикардия. Иск я не буду подавать. Можно прямо сказать? Что с него взять? С него нечего требовать. Ни с него, ни с его семьи брать нечего. И его семью втягивать в это не очень хочется, — признался корреспонденту 59.RU молодой человек.

Сергей Юматов сейчас продолжает учиться в ПГНИУ.

— Сейчас охрана в университете усилена, — рассказал студент. — Во-первых, все охранники — это молодые парни. Это росгвардейцы. Они ходят по территории. А охрана — не из Росгвардии, но охранники тоже в военной форме. Есть ли у них оружие — не разглядывал. Но к ним больше доверия. Я был свидетелем, когда на КПП при осмотре участников иностранной делегации охранник просил открыть рюкзак. Скоро обещают учения по эвакуации. Внутреннего страха нет, когда еду в университет. Его и не было. Потом мои родители и друзья разыскали ту преподавательницу, которая поймала машину, чтобы меня с ранениями довезли до больницы. Мы созвонились с ней. А позже мне написал сам водитель, отвозивший меня до больницы.

Сергею Юматову выплатили компенсацию и проводили сбор среди друзей и неравнодушных на лечение и реабилитацию. Общая сумма составила три миллиона рублей. В перерыве после заседания юноша показал свои травмы. Пальцы на правой руке частично обездвижены и сильно деформированы.

— Мне сложно ползать по канату. Самый первый выстрел как раз вошел в руку. Раздробило все суставы и сухожилия. Я от него закрывался рукой со словами «Не наводи оружие на людей», — вспоминает Сергей Юматов. — Пока я открывал дверь и закрывался рукой, еще один выстрел попал мне в спину... Третий прошил мне насквозь левую руку. Ударило в плечо. Я еще успел потом километр пробежать. Когда меня довезли до Елизаветинской больницы, у меня было критическое состояние. Все дырки были в спине. Был липкий пот. На самом деле я умирал. Меня прокапали противошоковым пакетом. Это было первое, что спасло мне жизнь. Иначе от болевого шока я бы уже умер через минуту. Потом в пермской краевой больнице сделали резекцию легкого и зашивали сердце.

Олега Шишкина вызвали вторым

Вторым судья вызвал Олега Шишкина. 20 сентября 2021 года Олег учился на втором курсе ПГНИУ. Он рассказывает, что в тот день они вместе с Сергеем Ложкиным и Павлом Зарубиным пошли в отдел воинского учета — студентов тогда отпустили с пары на 5–10 минут раньше. После того как юноши сходили по делам, они вернулись к КПП.

— Я вышел покурить с проходной, как раз где был нападавший и мы стояли, я буквально, наверное, только успел прикурить сигарету — это прошло секунд 5–10, наверное — и услышал хлопок такой, прямо очень громкий, — вспоминает Олег Шишкин. — После чего я повернул голову мельком, и мне изначально показалось, что это не человек с оружием. Просто что-то произошло, что-то упало, кто-то пошутил, может, взорвал. Потом происходит второй хлопок, я поворачиваю голову и вижу уже, что человек целенаправленно идет с ружьем. У него ружье было направлено в пол, потому что, насколько я помню, он его перезаряжал, — продолжает потерпевший. — [Павла] Зарубина я дернул за руку и крикнул: «Беги!»

Молодой человек одним из первых, как он потом увидел по камерам, забежал в помещение КПП, побежал в сторону восьмого корпуса ПГНИУ и спрятался за колонной между восьмым и шестым корпусами, чтобы посмотреть, насколько стрелок далеко, но не увидел его — Тимур Бекмансуров был в районе КПП. Олег Шишкин вспоминает, что слышал звуки бьющегося стекла, видел разбитую дверь на КПП и молодого человека, которому стрелок попал в ногу. Сам Олег физически не пострадал, но испугался за свою жизнь, правда, за психологической помощью не обращался. В период следствия исков Олег Шишкин не подавал и не планирует, а от участия в судебных прениях отказался.

Сергей Ложкин вспоминает, что стрелок шел молча

Третьим вызвали Сергея Ложкина, который год назад был студентом второго курса ПГНИУ. В 09:45 у него была пара в восьмом корпусе ПГНИУ на пятом этаже. После пары, которая закончилась раньше, примерно в 11:20–11:25, они вместе с Олегом Шишкины и Павлом Зарубиным сходили в отдел воинского учета и стояли после этого у КПП, потом услышали хлопок. Юноша вспоминает, что видел стрелка на расстоянии 20–25 метров от себя: он был одет в черную футболку, балаклаву, а на голове у него была каска. Стрелок шел молча. В момент нападения у КПП, по воспоминаниям Сергея, находилось 40–50 человек. Юноша подумал, что хлопок — это взрыв петарды или звук лопнувшей шины.

— Там было много машин в тот момент, и когда увидели человека с оружием, забежали на территорию университета, — рассказывает Сергей Ложкин. — Я забежал в здание химического факультета, это шестой корпус, через какое-то время я услышал выстрелы, которые, по моему мнению, в переходе между восьмым и шестым корпусом — они соединены. И затем я выбежал к зданию естественно-научного корпуса, это здание, которое находится напротив шестого корпуса. Там увидел раненых, увидел, что подходит фельдшер, и посчитал, что мое присутствие уже не нужно на территории университета, и покинул его через другой выход.

Когда Сергей был в шестом корпусе, то видел там девушку — ей разбили дверью нос. Физически сам юноша не пострадал, за психологической помощью не обращался, исков не подавал и не собирается, а в судебных прениях участвовать не хочет.

Павел Зарубин до конца не понимал, что началась стрельба

Последним перед перерывом заслушали Павла Зарубина, который год назад был студентом второго курса ПГНИУ. Павел тоже рассказывает, что вместе с Олегом Шишкиным и Сергеем Ложкиным сходили в отдел воинского учета и стояли у КПП.

— Услышали несколько хлопков, я в шутку сравнил это с петардами, что какой-то дурачок пользуется петардами, — вспоминает Павел. — После увидел реакцию моего товарища, он начал меня дергать и говорил бежать. Это был Олег Шишкин. Увидев его реакцию, я незамедлительно за ним через КПП попал на территорию университета и отправился к противоположному КПП [восточному].

Павел рассказывает, что стрелка не видел и вообще не понял, что хлопки — это звуки выстрелов. Только позже Олег Шишкин ему рассказал, что происходило, и описал внешний вид Бекмансурова. На территории университета, вспоминает Зарубин, он видел хромающих людей. Исков Павел тоже не подавал и не собирается.

За судом над Тимуром Бекмансуровым мы следим в онлайн-трансляции.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Как замминистра культуры и владелец бара «Совесть» полюбили друг друга: рецензия на фильм «Втроем», снятый в Прикамье
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«В арке сделали перила, чтобы людей не сдувало»: как живется в ЖК на берегу Камы — здесь шикарный вид, но трещины и ветра
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления