
В ГКБ
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Студент экономического факультета Сергей Юматов получил девять огнестрельных ранений, когда шел к восьмому корпусу ПГНИУ, — он оказался первым на пути стрелка, пришедшего
«В нашу сторону стреляли»
Внештатный преподаватель ПГНИУ Людмила Вяткина 20 сентября приехала в университет в
— Я немного замешкалась, убирала пропуск. В этот момент я услышала выстрелы со стороны входа у

В ПГНИУ Людмила Вяткина работает внештатным преподавателем
Фото: архив Людмилы Вяткиной
Поделиться
Людмила попыталась перевязать раны, но в сумке были только платочки. Отмечает: действовала как будто на автомате, хотя выстрелы не прекращались. Преподаватель пыталась вывести студента на дорогу, он падал. Мимо проезжала машина.
— Я стала кричать: «Остановитесь!» Водитель опустил стекло, остановился, но не вышел. Я ему стала объяснять, что мальчик ранен. Он сказал: «Идите в травмпункт». Я пыталась ему объяснить, что у мальчика сильное кровотечение, а у восьмого корпуса стреляют. Мужчина поехал дальше, но остановился через пять метров.
Водитель вышел и помог поднять Сергея. Навстречу им попался еще один студент, который только шел на занятия. Людмила окликнула его, и он вместе с водителем осторожно посадил раненого на переднее сиденье. Пострадавшего решили отвезти в городскую клиническую больницу
— Когда мы выезжали с территории университета, я видела, как много студентов бежало в сторону трамвайных путей. Всю дорогу я разговаривала с раненым, чтобы он не потерял сознание, — рассказывает Людмила Вяткина. — Он успел рассказать нам, что видел стрелявшего. Тот был в камуфляжной форме и каске. Сергей еще сказал, что сам отслужил в армии, а тут на гражданке стреляют боевыми патронами.
По дороге Сергей просил не звонить его родителям, чтобы они не переживали. Через несколько минут водитель привез пострадавшего к ГКБ
— Но нас туда не пустили. Сообщили, что их больница перепрофилирована под ковидный госпиталь, — рассказывает Людмила. — Охранница на входе сказала ехать в другую больницу. Я ей говорю: в университете теракт. На тот момент еще не приехали ни скорая, ни полиция. В общем, она нас отправила: езжайте, вверху еще две больницы. Но какая разница, что ковидное отделение? Хирургию ведь всегда обрабатывают.
Посмотрев, какие больницы есть рядом, решили ехать в Елизаветинскую.
— Когда Сережу заводили в приемный покой, у него уже ноги были ватными, он был бледным, терял сознание, — рассказывает Людмила. — Врачи приняли нас, Сережу положили на кушетку. Ему стали оказывать помощь. Я до последнего держалась, а потом, когда пришла домой, села в пальто и с открытой дверью в квартире просидела, наверное, часа четыре.
«Такие ранения получают при боевых действиях»
Елизаветинская больница является частной, по данным системы «Контур.Фокус», 24% уставного капитала ООО принадлежит Пермской епархии Русской православной церкви, 51% — главврачу Лилии Ягодкиной, 25% — учредителю Николаю Вернигору. Больница оказывает услуги по полисам ОМС и ДМС, а также предоставляет платные услуги. ООО осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной Министерством здравоохранения Пермского края.
Заведующий отделением травмпункта Елизаветинской больницы, травматолог Андрей Слобожанинов рассказал 59.RU, как их врачи оказали первую помощь раненому студенту. По словам медика, в сложившейся ситуации нужно было принимать срочные меры.
— У молодого человека было тяжелое состояние, спутанное сознание. Давление очень сильно упало — 80 на 40, — рассказывает врач. — Пульс был сотка. У него было состояние травматического шока плюс кровопотеря. Счет в данной ситуации шел именно на минуты. У студента было девять огнестрельных ранений. В спине четыре ранения от картечи, прострелена кисть, другой осколок картечи попал в плечо, еще три пули — в область лопатки. Это были ранения от помпового ружья, такие получают при боевых действиях. Картечь задела сердечную мышцу, задела легкое — часть его потом, уже в краевой клинической больнице, пришлось удалять. Это были крайне тяжелые ранения. Мальчику повезло, что его сразу привезла преподаватель.
В Елизаветинской больнице нет отделения реанимации, но медики оказали Сергею всю возможную на начальном этапе помощь. Позже его передали реанимационной бригаде в краевую больницу. По словам врачей, Людмила Вяткина не уезжала из больницы до момента, пока не убедилась, что Сергея госпитализируют в краевую.
— К нам приехал отец студента, он забирал его вещи, мы с ним разговаривали. Очень мужественно всё принял, — говорит директор Елизаветинской больницы Лилия Ягодкина. — Весь наш коллектив переживал за этого мальчика, потому что все понимали, насколько тяжело его состояние. В тот же вечер,

Студент Сергей Юматов на этой фотографии справа
Фото: архив Сергея Юматова
Поделиться
Сразу после трагедии однокурсники Сергея Юматова и активисты экономического факультета ПГНИУ открыли сбор для пострадавшего. За два дня они собрали 400 тысяч рублей и закрыли сбор.
— Сергей перенес операцию, которая длилась шесть часов. Ему удалили все осколки, сделали всё, что смогли, — рассказывают активисты. — Врачи говорили, что прогнозы были хуже, чем сейчас. Его состояние стабилизировалось. Поэтому Сережа точно поправится, он большой молодец! Он уже созванивался со своими родителями, в понедельник они прилетели к нему в Москву.
Активисты факультета говорят, что передадут собранные деньги родителям Сергея, их должно хватить на полное восстановление.
Медперсонал не поставили в известность
Ранее не было официальной информации, что одного из раненых привезли в больницу на частной машине.
На запрос 59.RU по ситуации Сергея в краевом Минздраве ответили, что медицинский персонал и руководство ГКБ
— Сотрудник охранной фирмы ЧОП «КАМА-Групп» пояснила, что также не знала о том, что в автомобиле — человек с ранениями, — говорится в ответе больницы имени Граля. — По ее словам, она попросила водителя покинуть территорию, так как стационар перепрофилирован в ковидный, и сообщила ему, что рядом, в нескольких минутах езды, находится Елизаветинская больница. Администрация больницы провела совещание с руководством охранной фирмы, запрошены объяснительные, ведется претензионная работа.
В больнице отмечают: несмотря на то что в клинике сейчас лечат пациентов с ковидом, врачи бы нашли возможность оказать первую помощь раненому студенту, чтобы стабилизировать его состояние, и затем вызвали бы скорую медицинскую помощь для госпитализации его в другой стационар.
Преподавательница Людмила Вяткина после трагедии в ПГНИУ написала стихотворение. Публикуем его отрывок:
Я рядом оказалась,
И весь откинув страх,
Над парнем я склонилась...
Нет пальцев на руках.
И кровь потоком льется...
О Боже, помоги!!!
В машину уже грузим...
А что там, впереди?
Стреляет и стреляет...
И сердца, видно, нет.
Бегут гурьбою дети,
А выстрелы им в след.
Но вот покой больничный,
Но помощи всё нет.
И слышен рев сирены...
Ах, сколько будет бед.
Мой мальчик кровь теряет,
Давление на нуле.
В спине гнездятся пули...
(Их шесть, известно мне).
Приехали, забрали...
Отец как полотно...
Но, в общем, обещали,
Что поживет еще.
Я, наконец, вздохнула,
И руки затряслись...
Сказала: «Слава Богу»,
Любовь послала в высь.
О, Боже, уповаю
На милость я твою:
Пусть дети, что погибли,
Окажутся в раю.