Сегодня в Ленинском суде Перми Елену Лопаеву признали виновной в хищении 68 миллионов рублей из благотворительного фонда «Содействие — XXI век» в составе организованной группы. Ее приговорили к 4 годам колонии общего режима и штрафу в пятьсот тысяч рублей (гособвинение запрашивало 6 лет колонии общего режима), при этом зачтут срок, который она провела в СИЗО. Адвокат Лопаевой Александр Березин сказал, что она будет обжаловать это решение. Уже после судебного заседания адвокат заявил журналистам, что в деле есть политическая подоплека, а также высказался о свидетеле по делу — экс-губернаторе Прикамья Максиме Решетникове.
Напомним, вторая фигурантка, экс-директор фонда «Содействие — XXI век» Елена Найданова находится в розыске. По версии обвинения, Лопаева и Найданова заключали договоры с подконтрольными фирмами, а деньги фонда переводили на фиктивные услуги. После перевода денег предприниматели обналичивали суммы. До побега Елена Найданова заключила досудебное соглашение. Она говорила, что фонд тратил деньги на личные нужды бывшего губернатора Пермского края Максима Решетникова и его политконсультанта Леонида Давыдова. Так фонд оплачивал посещение ресторанов, на деньги фонда купили даже детскую горку и мебель в губернаторскую резиденцию, а Давыдову оплачивали VIP-авиабилеты. Культурные мероприятия, которые должен был проводить фонд, по словам экс-директора фонда, при этом действительно проводили, но у них были и другие источники финансирования.
Максим Решетников на заседания суда не являлся, его показания огласили заочно. В них он отметил, что тратил на себя свои деньги, но допустил, что Лопаева и Найданова могли тратить деньги на некоторые нужды фонда. Экс-губернатор назвал это «излишним служебным рвением».
По словам адвоката Елены Лопаевой Александра Березина, приговор, вынесенный ей, необоснованный и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, у Лопаевой есть 11-летний ребенок, а на иждивении находится мама.
— [Играет роль] оговор Найдановой — она сделала очень хитрый ход, нас оговорила, а сама уехала. Это проблема еще и следствия и вина следствия, потому что в отношении Найдановой даже не была избрана мера пресечения, она этим воспользовалась, — высказался о приговоре адвокат. — В этом смысле бардак в этой части в государстве. Суд, скажу чуть больше, хотя это нельзя, наверное, говорить, на сегодняшний день не является самостоятельным органом, судя по тому, как всё это было. И все вы знаете, в деле очень серьезная политическая подоплека. Начиналось оно по другим лицам, закончилась по отношению к Лопаевой.
Также адвокат сказал, что из 45 свидетелей обвинения ни один не сказал о том, что Елена Лопаева присвоила себе деньги.
— Они говорили о чем угодно: об избирательных компаниях губернатора и президента в 2018 году, что совершенно не соответствует действующему законодательству. Я имею в виду на деньги фонда — нецелевое использование, — сказал Александр Березин. — Он [Максим Решетников] на сегодняшний день доволен, я так полагаю, что к нему нет претензий, но материалы дела не потеряются, я на это надеюсь. Не сгорят, не утонут, они есть, и, исходя из политических реалий нашей страны, мы, вероятно (я не говорю, что так оно и будет), увидим другой поворот по материалам этого дела.
Также, по словам адвоката, суд, приговорив Лопаеву к 4 годам колонии общего режима и штрафу, пошел ей навстречу. Если «ничего не поменяется», то из всего срока Лопаевой останется провести в колонии 1,5 года, потому что ей зачтут срок, проведенный в СИЗО. По мнению Александра Березина, в действиях Елены Лопаевой можно усмотреть халатность, но не злоупотребление полномочиями: в подчинении Лопаевой была Смелевская, которая вела таблицы и занималась расходами, шедшими не на Найданову и Лопаеву. За халатность, сказал адвокат, не дают реальных сроков. Березин добавил, что Елена Лопаева защищала Максима Решетникова и в ходе следствия, и на судебных заседаниях. Про него она «ни одного плохого слова не сказала» и отмечала, что он грамотный управленец, а если и тратил деньги, то на представительные расходы.
На доли в квартирах Лопаевой в России и имущество в Италии, золотые украшения, 253 доллара, мобильные телефоны Apple и 162 тысячи рублей наложен арест. По словам адвоката, все эти объекты не могут быть реализованы, если не соразмерны назначенному штрафу, к тому же иска от фонда нет «и быть не может».
— То, что находится в Итальянской республике, Российская Федерация, исходя из сегодняшних политических реалий, никогда никак не истребует, не продаст, ничего не сделает, — сказал Александр Березин.
Дело, отметил адвокат, разбирали 40 месяцев, но так в нем и не разобрались, в итоге «нашли крайнего». Также Березина спросили о возможной беременности Елены Лопаевой, на которую она намекнула в своем последнем слове. Адвокат сказал, что не видел документов, подтверждающих беременность, но если Лопаева действительно ждет ребенка, то это повлияет на смягчение приговора.
В онлайн-трансляции на нашем сайте мы следили, как оглашали приговор Елене Лопаевой. Ее родные заплакали, когда услышали итог.