Сегодня, 6 августа, в Перми начался суд по делу в отношении охранницы школы, в которой 15 января 2018 года двое подростков устроили резню. Во время нападения пострадали ученики четвертого класса и педагог. Яну Галкину, которая пустила юношей в школу, обвиняют в уголовном преступлении — оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью. Максимальное наказание по этой статье — шесть лет лишения свободы.
Ранее суд вынес приговоры подросткам, устроившим нападение. Зачинщика отправили в колонию на девять лет и обязали выплатить пострадавшим восемь миллионов компенсации. Его подельник проведет в колонии семь лет. Ученикам и педагогу, получившим ранения во время инцидента, он должен заплатить семь миллионов.
Наши корреспонденты находятся в зале суда. Мы следим за судебным заседанием в отношении охранницы в режиме онлайн.
Подсудимая не против присутствия на заседании СМИ. Судья зачитывает личные данные Яны Галкиной: 36 лет, замужем, сыну 16 лет, работает в охранной организации «Аякс» курьером.
— Законные представители несовершеннолетних потерпевших в суд не пришли, — сообщил корреспондент 59.RU. — Они передали суду, что не желают участвовать в разбирательстве.
Также не пришла пострадавшая во время резни учительница Наталия Шагулина. Тем не менее суд решил, что можно продолжить заседание в отсутствие потерпевших и их представителей.
Яну Галкину обвиняют в том, что она оказала охранные услуги, не отвечающие требованиям безопасности. В 2014 году она получила свидетельство охранника 4-го разряда. С июля 2017 года охраняла школу в Мотовилихинском районе. Галкина должна была контролировать соблюдение пропускного режима, проверять документы.
— Прокурор говорит, что охранное агентство и его сотрудница также должны были охранять общественный порядок в школе, — сообщает корреспондент 59.RU.
Прокурор продолжает: по закону и должностной инструкции Галкина должна была задержать правонарушителей и передать полиции. При этом охраннику запрещалось допускать в школу лиц, не имеющих на это право. Допускать людей она должна была на основании магнитной карты, или списка учеников, или с распоряжения администрации школы.
Если посетитель не ученик — охранница должна была посмотреть паспорт и сделать запись в журнале. При входе Галкина должна была осмотреть ручную кладь и, если посетитель отказывался, не пустить его в школу. Всех посторонних необходимо было сопровождать по территории школы.
— Галкина эти стандарты не соблюдала, — говорит прокурор. — Вследствие чего услуги не отвечали требованиям безопасности.
По словам прокурора, Галкина не осмотрела ручную кладь у подростков, напавших потом на учеников и учителя. Один из нападавших (бывший выпускник школы) воспользовался тем, что охранница не узнала его, и прошел внутрь.
— Подростки перед входом в кабинет распили бутылку водки, — зачитывает подробности резни прокурор. — Потом зашли в кабинет с целью убийства, причинили многочисленные колото-резаные раны ученикам и учителю.
Прокурор перечисляет ранения, которые получили школьники в результате нападения. Говорит, что у многих детей лица неизгладимо обезображены.
Гособвинитель объясняет, что именно нарушила охранница
— Галкина нарушила условия договора, законы, должностную инструкцию и пропускной режим, — объясняет гособвинитель. — Она осознавала общественную опасность деятельности. Могла предугадать потенциальную опасность прохода подростков в школу и предотвратить трагедию.
При этом охранница виновной себя не признает.
Сейчас суд будет исследовать доказательства: зачитывать показания, изучать протоколы осмотра места происшествия и т. д. Также суд изучит устав школы, должностную инструкцию, договор на охранные услуги и прочие документы, которые регламентировали работу охранницы.
Прокурор начинает зачитывать протокол осмотра кабинета на третьем этаже, в котором произошла резня. Гособвинитель описывает детали, рассказывает, где какие брызги крови, под каким углом падали.
Выясняются и другие жуткие подробности преступления. Так, на месте следователи нашли два окровавленных ножа длиной 20 и 12,5 сантиметра.
— На месте нашли сумку. Внутри пенал с запиской: «Сожгите меня». Ещё есть надпись «бесконечность», — передает корреспондент 59.RU.
В классе также нашли рюкзак с ножнами и планшетом, который, вероятно, принадлежал одному из нападавших. А еще в кабинете были следы поджога: обугленные учебники, тетради, жалюзи, подоконник в конце класса.
— Подсудимая Яна Галкина выглядит спокойной. Женщина внимательно слушает подробности резни, — сообщает корреспондент 59.RU.
Самую тяжелую травму получил ребенок, у которого был поврежден глаз. По словам врачей, у него более чем на треть утрачена общая трудоспособность.
Учительнице Наталье Шагулиной нанесли не менее 16 ударов ножом.
— Прокурор зачитывает, какие травмы получили нападавшие. Гособвинение считает, что нарушения со стороны охранницы повлекли за собой не только травмы детей и учительницы, но и травмы нападавших, — сообщает корреспондент 59.RU.
В перерыве мы поговорили с прокурором. Она объяснила, что слушание дела сегодня не закончится. Впереди у суда оглашение материалов дела, допрос подсудимой и свидетелей.
— После этого мы сможем определиться, какое наказание просить у суда для охранницы, — сообщила гособвинитель.
Согласно статье, Яне Галкиной грозит до шести лет лишения свободы.
Заседание суда продолжилось после перерыва. Сейчас на суде говорят о стандарте безопасности образовательного учреждения.
Сразу после резни — в январе 2018 года — Яна Галкина рассказала свою версию произошедшего в школе изданию «Московский комсомолец». При этом сейчас от комментариев женщина и ее адвокат воздерживаются.
Вот как описывают охранницу в статье «МК»:
«Непосредственно Яна Михайловна — довольно бойкая женщина, имеет неплохую физическую подготовку и может остановить нарушителя не хуже любого мужчины-охранника. В школе подростки побаивались при ней даже бегать по коридорам. Но она воспитанница школы-интерната, нормального образования не получила, потому рассчитывать на ее быструю реакцию, тактику в критический момент не приходилось».
По словам женщины, в день нападения ничего не предвещало беды.
— Подростки вели себя спокойно и попытались пройти через турникет по одной карточке, — сообщила следствию женщина-охранник. — Я сделала им замечание, и Андрей (имена изменены. — Прим. авт.) прошёл по своей карте в 10:03, а Алексей сказал, что забыл свою карту дома. Я пропустила его через турникет сама и дала журнал. В нём он написал: «10А. Забыл» — и свою фамилию.
После того как подростки прошли в школу, Яна пошла обедать, а на посту её подменил школьный вахтёр. Через пять минут женщина вернулась на место и хотела съесть обед, как ее прервали испуганные дети, которые кричали, что двое в чёрном напали на четвероклассников с ножами.
— В холле тут же началась паника. Я сразу же нажала тревожную кнопку, которая располагается у меня на посту, и позвонила в ЧОП, — вспоминала Яна Галкина. —До приезда ГНР я пыталась предотвратить панику на выходе из школы, но тут же поступила информация о возгорании на третьем этаже, и я побежала туда.