5 августа в Перми начался суд над охранницей школы, в которой в январе прошлого года двое подростков устроили резню и ранили учительницу и девятерых четвероклассников. Во время заседания обсуждали не только качество работы сотрудницы ЧОПа, но и зачитывали показания пострадавших, которые они дали в день происшествия. Мы записали их. Все детские фразы обработаны следователями, но это не смогло замаскировать тот ужас, который испытали школьники. Если вам меньше 18 лет, читать этот текст не стоит.
Первыми огласили показания учительницы.
— Примерно через 10 минут после начала третьего урока я услышала, что дверь класса, к которой я стояла спиной, открылась. На это я не обратила никакого внимания, поскольку подумала, что, может быть, пришел кто-то из опоздавших с перемены учеников или просто кто-то заглянул в класс.
Сразу после этого я почувствовала, как меня кто-то сзади схватил рукой за шею и силой придавил к парте, которая расположена на первом ряду. <...> Я почувствовала, что он нанес мне около четырех ударов в шею. Я сначала подумала, что получила удар разрядом от электрошокера, но у меня полилась кровь, и я поняла, что от электрошокера таких повреждений быть не может, и что, скорее всего, я получила удары в шею ножом.
Я услышала, что в кабинете среди детей началась паника, крики, ребята начали разбегаться по классу. Как мне показалось, они выстроились вдоль стен по периметру класса. В этот момент напавший на меня человек отпустил меня, и я, выпрямившись, заметила, что в классе находились двое парней. Один из них и нанес мне удары ножом, второй сидел на корточках у входной двери. Дверь была плотно закрыта. Парень, сидевший перед ней, держал в руке нож, прислоняя его к своей шее. Мне было непонятно, для чего он это делает.
Я крикнула детям, чтобы они бежали, но они не решались, видя этого парня с ножом. Тогда я подумала, что мне необходимо выбежать первой, чтобы освободить путь детям и позволить им выбежать из класса. Я не помню, как мне удалось открыть входную дверь, отталкивала ли я парня, загораживавшего двери, или он сам отошел, испугавшись того, что я вся была в крови. Во всяком случае я помню, что мне удалось открыть дверь, и за мной выбежала группа ребят.
Следом за ними стали выбегать остальные ребята, они кричали в коридоре: «Помогите! Помогите!» Дождавшись, пока все ребята выбежали из класса, я отправила их вниз, на третий этаж, после чего спустилась вниз сама. <...>
Внизу на первом этаже я встретила охранницу по имени Яна и сказала ей, что на нас в классе напали с ножами. После этого Яна побежала наверх. Следом за ней побежала заместитель директора.
Меня в это время положили на лавку рядом с кабинетом медицинского работника и стали оказывать первую помощь. Там я стала терять сознание, мне давали нюхать нашатырный спирт. В это время, когда я уже находилась внизу, зазвучала пожарная сигнализация. Вскоре меня на скорой помощи увезли в больницу.
Похожим образом события описали и ученики. Никто из них раньше не знал напавших на них парней и не подозревал, что обычный урок технологии может стать самым страшным эпизодом в их жизни.
— Второй парень встал около двери, а первый подбежал к учительнице и стал бить ее в область головы и шеи, — вспоминает одна из школьниц. — От боли учительница кричала, что именно — разобрать было невозможно. Сначала я подумала, что это розыгрыш, но первый парень, как мне показалось, из штанов достал нож и стал размахивать им у головы учительницы. Я очень сильно испугалась и вместе с подругой побежала к выходу из кабинета.
Нереальным происходящее показалось и другим четвероклассникам.
— Сначала я подумал, что это какой-то розыгрыш, так как к нам в школу вход только по электронным карточкам, — рассказал следователям ребенок. — Но почти сразу я понял, что это преступники. Первый парень сразу подошел к учительнице и ударил ее чем-то. У нее потекла кровь.
В показаниях третьего ученика — тоже предположение о розыгрыше. Но вскоре дети поняли, что находятся в реальной опасности.
— Второй достал нож и пошел по рядам ударять всех по голове… Было очень страшно. Преступники били всех только в голову, а значит, хотели убить, — уверен ребенок.
Предположение о том, что их хотели лишить жизни, в показаниях школьников звучит не единожды.
— По поведению этих парней я поняла, что они хотят убить всех ребят. Они старались наносить удары только в шею и голову, чтобы причинить как можно более серьезные травмы, — предположила четвероклассница. — Когда я бежала между рядами парт по классу, один из нападающих, со светлыми волосами, догнал меня возле третьей парты. <...> После чего толкнул меня ногой в спину, прижал рукой и животом к столу, ударил меня ножом. У меня из раны обильно текла кровь, и он переключился на других ребят.
Дети в панике бегали по классу и при первой возможности покидали класс. Некоторые бежали в соседние классы, к администрации школы, другие — сразу на улицу.
— Я выбежал на улицу. В момент нападения я очень боялся за свою жизнь, думал, что меня могут убить, — признался один из школьников. — Удары парень наносил с силой. Но из-за того, что я увернулся, он меня не убил.
Большинство из двадцати девяти учеников четвертого класса смогли покинуть помещение без серьезных травм, но девять из них сильно пострадали и попали в больницы. Один из детей, которым потребовалась госпитализация, остался с нападающими один на один и чудом спасся. Вот что он рассказал следователям:
— Я попытался убежать от него (от одного из нападающих. — Прим. авт.) и почувствовал, как парень ударил меня ножом сзади. Я отбежал в правый дальний угол класса, а потом развернулся и увидел, что парень с ножом идет следом за мной. Подойдя ко мне, он ударил меня ножом еще несколько раз. Насколько я помню, я пытался закрываться от ударов рукой, поэтому брюнет пару раз ударил меня ножом в левую руку. Еще один удар ножом он нанес мне в правую подмышку. После удара ножом в голову я упал на пол. <…> По-моему, я на несколько минут потерял сознание. <…> Когда я очнулся и встал на ноги, то в классе никого из ребят уже не было. <…> Я пошел вдоль дальней стены мимо шкафчиков к проходу между рядами парт. Тут неожиданно для себя я увидел брюнета, который стоял рядом с последней партой третьего ряда. Этот парень мне сказал: «Беги». Я увидел у него в руках нож, испугался, остановился перед ним. Тогда брюнет повторил: «Беги». Я побежал в сторону выхода… Блондина в тот момент я не видел. Сейчас я думаю, что блондин мог находиться позади меня. <...> Возможно даже, что брюнет говорил бежать не мне, а именно блондину, чтобы тот бежал за мной, потому что когда я бежал между партами, блондин ударил меня ножом в шею.
Сейчас оба подростка, устроивших резню в школе, за решеткой. Одного из них отправили в колонию на семь лет, второго — на девять. Охранницу школы судят за ненадлежащее исполнение ею своих обязанностей, за процессом мы следили в режиме онлайн.