Пермским зрителям впервые показали иллюстрации знаменитого сюрреалиста к либретто оперы «Кармен», книгам «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэррола и «Треуголка» малоизвестного испанского писателя Педро де Аларкона. Увидеть работы можно до 26 сентября.
Имя Дали ассоциируется с понятием «сюр», картинами с текущими часами и шагающими слонами на ногах-ходулях. Все знают о нем, как об эпатажном чудаке-художнике, но мало кто знает, что Сальвадор занимался книжной иллюстрацией. И она не менее сюрреалистична, полна тайн, символов и загадок. Именно иллюстрации покажут пермякам в выставочном зале. Все работы — подлинные, с авторскими подписями и оттисками инициалов на полях работ.
В экспозицию вошли литографии из пяти выдающихся серий — «Кармен» 1968 года, «Приключения Алисы в Стране Чудес» 1969 и 1984 годов, «Далинианские лошади» 1972 и 1983 годов, а также иллюстрации к повести Педро де Аларкона «Треуголка» 1958 года. Техники, в которых выполнены работы, — литография и ксилография. Литография — это оттиск изображения с каменной доски, а ксилография — с деревянной.
Помимо иллюстраций, на выставке представлена целая серия далинианских лошадей. Художник обожал этих животных. «Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре, он — идиот!» — с присущими ему категоричностью заявлял Дали. Рабочая лошадь, скачущая лошадь, грустный Иницитат — любимый конь римского императора Калигулы, Троянский конь, Единорог, конь Дон Кихота… В центре экспозиции — большой триптих «Трилогия любви» 1976 года.
Работы Дали полны тайных смыслов и дешифровок. Попытаемся разобраться в некоторых из символов, замеченных на выставке.
Девочка со скакалкой
Иллюстрации к «Приключению Алисы» выполнены Дали в 1969 году. Как ни странно, но ни на одной работе серии нет портрета главной героини. Алису мы едва видим в хаосе красок, как маленькую фигурку девочки, скачущей через скакалку и отбрасывающую тень. Эта картинка связана с конкретной историей из детства Дали. Художник верил в переселение женской души в разные тела. Возвращаясь из гимназии, он увидел со спины девочку, которую позже, годы спустя, представлял как одно из воплощений своей супруги Галы. Девочка Алиса, занесшая над головой скакалку, «прыгает» с рисунка на рисунок, уносясь все дальше, вглубь приснившейся ей страны.
Кузнечик
В рисунке «Падение в колодец» к той же серии реалистично изображен кузнечик. Это насекомое можно встретить и в других работах Дали. С насекомым связаны детские страхи, в работах он обозначает опасность. «Мне тридцать семь лет, — писал художник в своих воспоминаниях, — а страх, который внушает мне эта тварь, не уменьшился. Мало того, мне кажется, что он растет, хотя дальше некуда. Ужас, который я испытываю, глядя на кузнечика, — одна из самых таинственных загадок моей жизни. Я ведь любил кузнечиков в детстве. С сестрой и тетушкой мы часто ловили кузнечиков. Но в один прекрасный день мне случилось поймать рыбку-соплюшку. Я крепко схватил рыбешку, чтобы не выскользнула, — так, что видна была одна голова, и стал разглядывать, но вдруг дико вскрикнул, отшвырнул ее и зарыдал. Отец, сидевший неподалеку, встал, подошел ко мне и спросил, что стряслось. Захлебываясь слезами, я еле выговорил: «У нее голова, как у кузнечика! Я сам видел!».
Тощий осел и треуголка
В работах Дали можно встретить изображение тощего осла. Особенно часто повторяется этот образ в иллюстрациях к повести Педро де Аларкона «Треуголка». Для Дали осел был символом его родной страны Испании, ее бед и несчастий, поэтому он изображает животное истощенным.
Специально для этой серии был изготовлен авторский штамп в виде силуэта треугольной шляпы. Его оттиск можно заметить на полях, если внимательно приглядеться к листу.
Костыль
В иллюстрации «Королевский крокет» к «Алисе в стране чудес» зритель видит изображение Бубнового валета с усами как у Дали и очень длинным носом, который тот поддерживает… костылем. Костыль на многих работах Сальвадора символизирует начало разрушения, нуждающееся в поддержке. Однажды маленький Сальвадор нашел на чердаке старый инвалидный костыль. Его вид потряс юного гения, как он выразился в своих воспоминаниях, как пример «какой-то совершенно необычной стойкости».
Инициал G
На некоторых работал Дали рядом с его подписью можно разглядеть загадочный инициал G. Буква обозначает имя любимой супруги Галы. Сальвадор панически боялся и избегал женщин, пока не встретили Галу, ставшей его женой. Ради Сальвадора она бросила мужа, известного поэта Поля Элюара. Их свадьба состоялась на кладбище. Гала стала арт-агентом художника, занималась его финансами, пиар-компанией и продажей картин. Именно Гала превратила бедного испанского художника в Дали-миллионера.
Гала — Елена Дьяконова, родилась в Казани. По рассказам современников, Гала обладала властным характером и желала все контролировать. В поздние годы жизни деспотичные черты характера Галы особенно обострились, она даже запросто могла ударить кого-то, пнуть или укусить. После того, как у Сальвадора проявилась болезнь Паркинсона, жену перестало заботить его существование. Ее мало волновало то, что мэтр болен и нуждается в уходе, ее интересовало лишь то, что он не может больше рисовать и зарабатывать деньги. Страстная и своеобразная любовь Галы и Дали сошла на нет.
Часы-сыр
Сальвадор — мастер оптический иллюзий и превращений. На иллюстрации «Безумное чаепитие» стол художник превратил в часы, которые подобно плавящемуся сыру стекают вниз. Образ плавящихся часов — один из угадываемых в творчестве Дали, известный по картине «Постоянство памяти»1931 года. Текучие часы — попытка передать в картине сложный характер и относительность времени. Идея появилась, когда во время завтрака художник наблюдал за тем, как жена намазывала плавленый сыр «Камамбер» на горячий тост. Образ мягких часов как ничто другое подходит для бесконечно длящегося безумного чаепития.
В работах Сальвадора Дали множество символов. Бабочки, гусеницы, слоны, усы, хлеб, яйцо, тени, которые порой значат больше, чем главные персонажи картин. Каждый зритель может сыграть в дешифровщиков, придя на выставку Дали в выставочный зал, и, конечно, получить большое удовольствие от эстетики и энергетики его работ.
Работы предоставлены коллекционерами из разных стран, их имена не разглашаются. Выставка будет работать до 26 сентября. В планах галеристов — открыть комнату для детей, которая познакомит детей с миром Льюиса Кэрролла и сюрреализма
.
Ранее мы писали, как Сальвадора Дали вдохновил на хулиганскую выходку «Танец с саблями», написанный Арамом Хачатуряном в пермской гостинице. Чем закончилась выходка художника, можно узнать в материале 59.ru.